loader_blog

Categories:

ТПУ «Кутузовская» — эволюция проекта

В 2022-м году завершится формирование транспортно-пересадочного узла на пересечении Кутузовского проспекта и Киевской улицы, включающего в себя действующие станции «Кутузовская» Филёвской линии метро и Московского Центрального Кольца (далее — МЦК), и строящуюся станцию на четвёртом Московском Центральном Диаметре (далее — МЦД).

До МЦД

В 2016-2018 годах станция метро «Кутузовская» Филёвской линии метро была реконструирована по проекту ООО «Институт Инжпроект». Сначала ремонту подвергся южный вестибюль, который был открыт одновременно с запуском 10 сентября 2016 года одноимённой станции МЦК, построенной по проекту Архитектурного бюро Тимура Башкаева, и пересадки на станцию Филёвской линии с неё. Северный вестибюль был открыт после ремонта одновременно с вводом северного вестибюля станции МЦК 10 июля 2017-го года. В течение 2017-2018 годов производился ремонт платформ «Кутузовской» Филёвской линии. Кстати, про это у меня есть интересный пост с разбором проекта.

Вариант 2018 года №1

Предпосылки строительства соединительной ветви Киевского и Белорусского (Смоленского) направлений Московской железной дороги я уже разбирал как в посте про ТПУ «Беговая», так и в посте про Камушки (Тестовскую) МЦД-4, так что не буду здесь повторяться. Отмечу только, что соединительная ветвь, будущая часть маршрута МЦД-4 пройдёт параллельно МЦК от пересечения с Кутузовским проспектом до пересечения с МЦК с Белорусским (Смоленским) направлением чуть севернее Московского международного делового центра «Сити». Поэтому рядом с «Кутузовскими» МЦК и Филёвской линии метро имело смысл расположить пересадочную на них станцию МЦД-4. Выше схема от июля 2018-го года из файла «Строительство соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлением Московского железнодорожного узла. Этап 1. Путепровод над путями Киевского направления. Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта» авторства ООО «Континент». На схеме видны две береговые платформы «Кутузовской» МЦД-4 севернее развязки Третьего Транспортного Кольца с Кутузовским проспектом.

В том же году на форуме «Наш транспорт» появилась схема первого варианта размещения надземного конкорса и платформ «Кутузовской» МЦД. Так, островная платформа «Кутузовской» МЦК продлевалась на север и там устраивался сход с конкорса «Кутузовской» МЦД. Также устраивались сходы в виде эскалаторов, лестницы и лифта на каждую из береговых платформ МЦД, а западный выход к офисному зданию по адресу Кутузовский проспект, д.32к3 оснащался одним эскалатором, лестницей и лифтом. Данный проект никак не учитывал наличие исторического здания поста централизации (обведено на схеме жёлтым цветом), попадавшего в зону строительство, о чём сообщило общественное движение «Архнадзор» в заметке от 28 декабря 2018 года у себя на сайте. Скорее всего, пост централизации предполагалось снести, так как на МЦК есть ещё ряд подобных сооружений «Панфиловская», «Коптево» и др.).

Вариант 2018 года №2

В 2018-м году появились и первые рендеры проекта, в которых уже не было отдельного западного выхода, а вместо этого конкорс МЦД-4 интегрировался с офисным зданием напрямую. Но возможность выйти с западной платформы (направление на Апрелевку) или попасть на неё непосредственно сохранилась в виде непосредственного выхода на улицу. Ещё появилась галерея, ведущая от здания конкорса к северному вестибюлю станции метро «Кутузовская».

На рендерах видно, в насколько стеснённых условиях предстоит тут работать строителям. И не видно здания поста централизации.

Позднее выяснилось, что авторами проекта «Кутузовской» МЦД-4 являются архитектор Сергей Сыренов и Дарья Голубина, визуализация была выполнена Глебом Новиковым.

Из представленного в презентации слайда стало известно, что построенный в 2017 году северный вестибюль станции МЦК ждёт реконструкция, а именно — переносу существующей промежуточной опоры, которую соорудили тогда без учёта будущего пропуска путей МЦД-4.

Вариант 2018 года №3

Всё в той же презентации был и следующий вариант проекта, в котором уже было учтено наличие памятника архитектуры. В «легенде» к приведённой выше схеме был обозначен «Будка смотрителя стрелок и сигналов (вынос из зоны путей)». Так как место здесь довольно стеснённое, двигать в сторону это сооружение будут всего на несколько метром, и оно оставит вырез в западной платформе (в сторону Апрелевки) «Кутузовской» МЦД-4.

Отредактированные в соответствии с этим изменением рендеры появились в 2019-м году в презентации 29-го июля Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области и в Instagram автора проекта 5-го и 15-го марта.

Помимо исторического поста централизации был увеличен объём второго этажа схода на платформу МЦК, слегка изменён дизайн отделки конкорса МЦД, а также на приведённом выше рендере вы можете увидеть немного различающиеся по конструкции мосты МЦК и МЦД через Москва-реку.

А вот и причина, почему пост централизации не будут полностью выносить из зоны западной платформы МЦД: рядом в перспективе должна пройти дорога.

Давайте посмотрим, что будет внутри павильона схода западной платформы:

За спиной выход на проектируемую улицу рядом с д.32к3 по Кутузовскому проспекту, прямо — проход к лестнице и лифту за эскалатором, наверх по эскалатору — конкорс МЦД-4 и переход на восточную платформу, к МЦК и станции Филёвской линии метро. Налево вдоль забора в обратную сторону — проход на западную платформу «Кутузовской» МЦД-4 (к Апрелевке).

С другой стороны схода на западную платформу, у её южного торца, тоже есть вход-выход к д.32к3 по Кутузовскому проспекту:

Вид в противоположную сторону (тут, кажется, проход к лифту наверх):

Допустим, мы поднялись наверх, как джентльмен в белой футболке, чтобы попасть в неоплачиваемую зону на втором этаже (предположим, нам нужно на МЦК). Да, с улицы бесплатно попасть в конкорс невозможно, а вот из офисного здания сразу на второй его этаж — пожалуйста.

Выше на рендере слева проход к офисам (д.32к3 по Кутузовскому проспекту), справа — галерея к северному выходу «Кутузовской» Филёвской линии метро. На заднем плане — отделённая забором галерея платной зоны для пересадки между платформами МЦД-4 и выхода к метро (слева видны турникеты туда).

Вид в обратную сторону. За спиной — проход к офисному зданию, справа — проход к лифту на восточную платформу МЦД-4 (к Железнодорожной), по центру — двери к сходу на платформу МЦК, прямо — проход к галерее, что ведёт к северному вестибюлю станции Филёвской линии метро.

Предлагалось как минимум два варианта внутренней отделки конкорса.

На последнем рендере виден поворот галереи к северному вестибюлю метро «Кутузовская» Филёвской линии. Забором отгорожена платная зона — туда будет отдельный вход со стороны Кутузовского проспекта, и можно будет сразу попасть к эскалаторам на платформы «Кутузовской» МЦД-4, не мешая пересаживающимся пассажирам или идущим к офисному зданию.

Строительство

Подготовка к строительству началась в мае 2021-го года с закрытия южного вестибюля «Кутузовской» МЦК на установку в нём эскалатора с платформы вместо части лестницы. 24 ноября 2020 года появилась заявка №8855 /ЗКТЭ-АО «РЖДстрой»/2020 на право заключения договора выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объектах Московской железной дороги на сайте zakupki.gov.ru, в которой было в том числе и «Выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: «Строительство остановочного пункта Кутузова. 41 этап»». В прилагающейся к госзакупке документации были схемы установки эскалатора вместо примерно половины лестницы.

Данное мероприятие, проведённое с 22 мая по 10 сентября 2021 года, связано с необходимостью увеличить пропускную способность южного вестибюля в связи с закрытием на реконструкцию северного. Как мы помним, там нужно будет перенести одну из опор. В южном вестибюле был установлен эскалатор фирмы Shanghai Mitsubishi модели K-TYPE, для которого заявлен тяжёлый режим эксплуатации при температурном режиме от -25 до +40 градусов с высотой подъёма 7,4 метра и шириной ступеней 800 мм. Конечно, проём на платформу позволяет вместить и два таких эскалатора, но тогда не останется места для лестницы, которая положена по нормам. Возможно, в северном вестибюле тоже будет установлен дополнительный эскалатор, поскольку там проём шире и позволит вместить два эскалатора и узкую лестницу.

(фото от 13.09.2021, автор — kiruxa-k с форума «Наш транспорт»)

Далее посмотрим на фото разворачивающегося строительства конкорса и береговых платформ «Кутузовской» МЦД-4 от 13-го — 15-го сентября 2021 года, взятые из группы «Всё про МосМетро»:

Буровая установка ведёт работы по сходу конкорса на западную платформу «Кутузовской» МЦД-4, также огорожена зона продления на север платформы МЦК, где также будет сход со строящегося конкорса.

Строительный забор идёт вдоль пути МЦК против часовой стрелки (в сторону Лужников) и упирается с двух сторон в опору северного вестибюля станции МЦК «Кутузовская», но переносить планируется следующую за ней. Пока что это всё, что здесь можно увидеть из строительных работ.

Когда открытие?

Официальный сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы в двух заметках от 10 сентября 2021 года приводит слова мэра Москвы Сергея Собянина, что строительство «Кутузовской» МЦК и пересадки с ней на МЦК и Филёвскую линию метро будет завершено в 2022-м году.

На информационном щите дата окончания работ указана точнее: 4-й квартал 2022 года. Но сроки могут быть и перенесены в зависимости от обстоятельств. Здесь же мы узнаём, что строительство ведёт компания «Мириал», о которой я слышу впервые. Добавлю, что у власти города хотят запустить в 2022 году «вилку» на Киевском направлении, когда часть поездов после платформы Минская будут уходить на соединительную ветвь, будущую часть МЦД-4, и далее следовать с остановками Поклонная (Поклонная гора), Кутузовская, Камушки (Тестовская) с оборотом вблизи проектируемой платформы МЦД-4 Ермакова роща (Ермаковская, Звенигородская). Да, кому-то этот маршрут будет менее удобен, чем поездка до Киевского вокзала, но, с другой стороны, до него можно добраться с одной пересадкой через Филёвскую линию, а вот возможность уехать по МЦК на юг или север будет, наоборот, преимуществом. В любом случае, когда-то придётся привыкать, ведь пуск МЦД-4 в 2023-2024 годах «завернёт» большее число поездов к Московскому Международному Деловому Центру «Сити» и далее на северо-восток по связке Алексеевской соединительной линии до соединения с Горьковским направлением.

Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened