loader_blog

Categories:

ТПУ «Белорусская» (Белорусский вокзал) — эволюция проекта

Продолжаем изучать свежие схемы транспортно-пересадочных узлов. На очереди станция первого Московского Центрального Диаметра (далее — МЦД) «Белорусская», она же Белорусский вокзал, она же станция Москва-Пассажирская Смоленская. Кроме того, в данный узел входят две станции метро «Белорусская» Замоскворецкой и Кольцевой линий.

До МЦД

Пожалуй, раз я упомянул тут станции метро «Белорусская» Замоскворецкой и Кольцевой линий, стоит вспомнить про нереализованные проекты их вторых выходов и дополнительной пересадки между ними. Но для интеграции с МЦД они никак не подходят и про них у меня есть отдельный пост — прошу туда.

2018 год

Выше приведён фрагмент схемы переустройства путевого развития в рамках проекта МЦД-1 на Белорусском (Смоленском) направлении 2018-го года. На схеме показаны две островные и одна береговая платформа на Белорусской (Белорусском вокзале, станции Москва-Пассажирская Смоленская), которые предназначены для сквозных пригородных поездов и МЦД-2, МЦД-4. Две из них предлагалось построить на месте существующих островной и северной береговой платформ, а ещё одну — в межпутьи 12-го и 13-го главных путей. Планировалось два подземных вестибюля: западный (конкорс) у пешеходного моста (который скоро будет демонтирован) и восточный (подземный) рядом с действующим подземным пешеходным переходом, находящимся у северных торцов платформ. Там, возможно, есть старый недействующий «подземник», о чём я рассказывал здесь. Вот также актуальная схема с путями вокзала:

2019 год

Следующая версия схемы переустройства путей в рамках проекта МЦД-1 стала доступна в 2019-м году. В части платформ всё без изменений, но западный вестибюль стал подземным («проектируемый тоннель» на схеме). В 2019-м году архитекторы проектного бюро «АПЕКС» (Apex Project Bureau) были приглашены для разработки концепции остановочного пункта на станции Москва-Пассажирская-Смоленская (то есть, на Белорусском вокзале). Вот, что написано на сайте проектного бюро:

Активная трансформация площади Белорусского вокзала в последние годы (ликвидация стихийной торговли, изменение схемы движения, благоустройство) привели к необходимости модернизации и самого транспортного узла — одного из старейших в центре столицы. В связи с увеличением пассажиропотока в перспективе на 2030 г. вокзалу требуется организация дополнительной связи для движения пассажиров между платформами и Белорусским вокзалом.

Первоначально архитекторы работали над павильоном нового подземного вестибюля Белорусской в западной части комплекса. Рендеры выше и ниже иллюстрируют отвергнутый вариант его дизайна.

Для следующей версии было выбрано более строгое оформление в стиле тех угловатых павильонов, что уже были реализованы на других объектах МЦД:

Одновременную сложность и интерес вызывают несколько факторов: расположение объекта в стесненных условиях, наличие памятников архитектуры (само здание Белорусского вокзала, а также выявленный памятник культурного наследия — жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга и путепровод Московской железной дороги 1904 г. постройки), необходимость учета логистики Белорусского вокзала (безопасность, передвижение пассажиров с ограниченными возможностями, перспективное расширение направлений движения).
Для решения этих задач предусмотрено строительство вестибюля входной группы, с одним подземным и одним наземным этажом. Переход на платформы осуществляется под землёй, под железнодорожными путями, с выходом на платформы, на которых запроектированы современные навесы. Для того чтобы избежать визуального диссонанса с окружающей застройкой, было решено выполнить видимые элементы в легкой, минималистичной манере.

На следующем этапе архитекторы перешли к проработке дизайна платформ и кассово-турникетного павильона в восточной части комплекса:

В итоге получился стеклянный павильон, который как бы растворяется в тесном пространстве внутреннего двора Белорусского вокзала. Наличие активного козырька из алюминия придаёт яркость и динамику. На платформах ожидания запроектированы навесы с применением метрических алюмелевых листов. Несущие колоны опор козырьков оформлены стеклом для создания единого ансамбля с основным зданием проектируемого вестибюля.

На предыдущем и следующем рендере изображён кассово-турникетный павильон в восточной части комплекса на северной береговой платформе.

С помощью предложенных решений удалось добиться более эргономичной связи между платформами с точки зрения движения пассажиров, оптимизировать количество «окон» в движении электропоездов, обеспечить строительство без помех для движения поездов и минимизировать границы стройки, в связи с чем отпала необходимость в аренде земли для организации строительства за полосой отвода железной дороги.

Если подвести итог по проекту 2019-го года от проектного бюро «АПЕКС», то можно отметить отказ от нового пешеходного тоннеля в восточной части и строительства островной платформы между 12-м и 13-м главными путями. То есть будут реконструированы существующие северная и южная береговые и островная платформы, а новых платформ построено не будет.

2020 год

В конце 2020-го корпоративная газета «Московский железнодорожник» уже упоминает почему-то вариант с надземным конкорсом вместо подземного для соединения западной части узла. Группа в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Московский транспорт — мониторинг новостей» цитирует эту заметку следующего содержания:

Ныне существующий пешеходный мост над тремя платформами пригородного сообщения Тверского парка будет демонтирован. Это произойдёт после того, как в конце ноября начнётся и продлится два месяца строительство временного пешеходного моста в 200 метрах от нынешнего, у западной оконечности пригородных платформ. Новый крытый пешеходный мост-конкорс со всеми удобствами, лифтами и эскалаторами по стандарту для МЦД будет возведён в 2021 году по оси старого моста.

Я считаю данную информацию насчёт пешеходного моста ошибочной, так как и предыдущие, и следующие схемы и рендеры доказывают, что выбор ещё в 2019-м году был сделан в пользу подземного вестибюля. А дальше правдиво:

Три новые платформы длиной по 300 метров каждая с турникетными комплексами будут построены для посадки и высадки пассажиров с четырёх главных путей (12-й, 13-й, 14-й и 15-й) – по два для МЦД-1 и МЦД-4. Платформы будут закрываться для реконструкции не все сразу, а поэтапно, чтобы сохранить пассажирскую функциональность Тверского парка. На всех главных путях предстоит заменить стрелочные переводы. Помимо конкорса, ведущего в сторону Белорусского вокзала, с одной из новых пригородных платформ будет, как и в прежние времена, вновь доступен пешеходный переход с подъёмом на Тверской путепровод и Ленинградский проспект, к метро.

Из этой части публикации газеты «Московский железнодорожник» следует, что от расконсервации старого пешеходного тоннеля в восточной части узла отказались для того, чтобы на среднюю платформу можно было бы попасть с Тверского путепровода, как это было когда-то раньше. Иначе выход нового-старого пешеходного тоннеля совпал бы со сходом лестницы с путепровода. Впрочем, можно было бы вынести выход дальше, как это сделано в случае действующего пешеходного тоннеля в восточной части «Белорусской».

В северной (нечётной) горловине растущая станция Москва-Пассажирская-Смоленская в 2021 году удлинится на 600 метров в сторону Алексеевской соединительной ветви. Для окончательного решения проблемы надёжного прохождения 2-этажных поездов Stadler компании «Аэроэкспресс» под памятником архитектуры Тверским путепроводом все четыре главных пути будут углублены на 0,4–0,6 м. Тогда верхний габарит аэроэкспрессов идеально впишется в новый тоннель и будет возможен свободный пропуск без всяких ограничений и предосторожностей, которые сейчас приходится соблюдать.

Ещё одна интересная деталь — углубление железнодорожных проездов под Тверским путепроводом и замена стрелочных переводов на главных путях. Это позволит поднять скорость пассажирского сообщения на данном участке. Сейчас поезда здесь вынуждены снижать скорость из-за ряда ограничений.

2021 год

И вот недавно, 24 августа 2021 года, на сайте zakupki.gov.ru появилась заявка № 8178/ЗКТОЭ-АО «РЖДстрой»/2021 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: Этап 14 «Строительство III и IV главных путей на участке Москва-Товарная-Смоленская-Москва-Бутырская с реконструкцией остановочного пункта Беговая и остановочного пункта на станции Москва-Пассажирская Смоленская». В прилагающейся  документации к закупке документации были схемы реконструкции станции МЦД Белорусская. Фрагмент крупнее:

План с демонтажом канализации от 30 мая 2021 года (судя по штампу схемы) подойдёт нам, чтобы рассмотреть текущие сооружения Белорусской-МЦД:

Далее две схемы от 25 мая 2021 года. На следующей обведены контуры тех сооружений, что подлежат демонтажу (я так и не разобрал сокращение «Пр.», которое обычно значит «проектируемый», здесь же наоборот):

Если кто не верит в сносимость этих зданий, то здесь всё чётко подписано:

А вот и самая интересная схема — проект новых платформ и вестибюля:

На штампе 27 июля 2021 года, на чертеже — подземный вестибюль, а никакой не мост-конкорс. Давайте вырежем фрагмент с платформами и вестибюлем:

Итак, что мы видим. Двухуровневый вестибюль, один уровень изображён на чертеже красным цветом, второй — фиолетовым. Как я понял, что вестибюль подземный? Присмотритесь к уширениям проходов рядом с лестничными сходами на чертеже: обычно так делают только не подземных вестибюлях. А относительно концепции проектного бюро «АПЕКС» есть отличия в том, что в южном кассово-турникетном павильоне линейка турникетов ориентирована по оси «север — юг», то есть смотрит на здание вокзала. Между эскалаторами показана лестница, тогда как у «АПЕКСа» она была сбоку и всё вместе у них было перпендикулярно платформам, а в варианте ООО «Желдорпроект» (да, это их подпись на штампах) сход ориентирован почти параллельно им. Также на северной береговой платформе есть отдельный проектируемый кассово-турникетный павильон, который будет сооружён рядом с домом Управления пароходства канала Москва-Волга (Ленинградский проспект, д. №1). Старый кассово-турникетный павильон рядом с этим домом у Тверского путепровода ждёт снос. Какая участь ожидает подземный пешеходный переход у северных торцов платформ, из этих схем непонятно. Возможно, это будет 2-я очередь реконструкции. Новый кассово-турникетный павильон, который размещён отдельно — это ещё одно доказательство «подземности» вестибюля. Но нет ответа, почему нельзя было объединить этот павильон с эскалаторным сходом на северную береговую платформу в едином тёплом контуре. Желдорпроект... Где кассы в южном павильоне я вообще не нашёл. Он только турникетный? И лестницы на Тверской путепровод на схемах тоже нет, 2-я очередь, видимо.

Строительство

Пока ещё строительство толком не начато, но уже сооружён временный мост для пешеходов у западных торцов платформ взамен демонтируемого моста, на месте которого построят подземный вестибюль. Далее кадры из видео от начала-середины июля 2021-го года с YouTube-канала «AnVik Korzh».

Выше на снимке справа виден реставрируемый памятник архитектуры —  дом Управления пароходства канала Москва-Волга (Ленинградский проспект, д.1), а к его башне пристроен выход из подземного пешеходного перехода между островной платформой и зданием Белорусского вокзала, рядом с башней — действующий кассово-турникетный павильон.

Рядом с выходом подземного пешеходного перехода на островную платформу находился сход действовавшего пешеходного моста. Странно, что его решили снести, ведь по схеме подземного вестибюля понятно, что мост и вестибюль не накладывались друг на друга. Можно было убрать один из сходов на северную береговую платформу и оба на южную береговую платформу, а мост снести в последнюю очередь. Но, видимо, разобрать его по частям не получалось. На кадрах выше и ниже виден построенный временный пешеходный мост, он уже должен быть открыт, насколько мне известно.

Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened