loader_blog

Categories:

ТПУ «Каланчёвская» — эволюция проекта

В транспортно-пересадочный узел «Каланчёвская» имеет смысл включить и одноимённую платформу на соединительной линии между Курским вокзалом и платформой Рижская (она же станция второго Московского Центрального Диаметра, далее — МЦД), так и станции метро «Комсомольская» Кольцевой и Сокольнической линий метро.

До МЦД

Во времена до появления проекта МЦД-2 «Нахабино — Подольск» и МЦД-4 «Апрелевка — Железнодорожный» планы по реконструкции действующей платформы Каланчёвская связывали со строительством рядом с ней вокзала для первой Высокоскоростной Железнодорожной Магистрали (Москва — Санкт-Петербург) и второй (Москва — Казань — Екатеринбург), далее — ВСМ.

В сети я встречал пару вариантов этого проекта, схожих тем, что Каланчёвская вместо двух береговых платформ получала две островные с навесом, который должен был накрыть собой платформы и пути. Два из четырёх путей служили бы для ВСМ-2, а к востоку от платформ Каланчёвской под общим для всего вокзального комплекса навесом них должны были расположиться платформы ВСМ-1. Во втором варианте был изменён дизайн, перемещена офисная башня, а весь Каланчёвский проезд был отдан автомобильной развязке для подъезда к вокзальному комплексу с Каланчёвской улицы:

Есть и схемы данного варианта 2011 года (?), вот уровень платформ:

А это уровень над платформами (обратите внимание на соединение путём траволаторов с Казанским вокзалом и с Ленинградским и Ярославским):

Отдельная история — это планировавшийся второй вестибюль станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Как пишет Александр Попов (Russos), согласно акту приемки второго участка Кольцевой линии в эксплуатацию: «В дальнейшем, станция должна иметь еще выход, оборудованный эскалаторами к поездам Казанского направления». Он приводит следующую иллюстрацию, где показан перспективный южный вестибюль, соединяемый с подземным пешеходным переходом под зданием Казанского вокзала:

Но этот план не был реализован и позднее АО «Мосгипротранс» предложило уже другие варианты размещения нового наклонного хода на станцию метро «Комсомольская» Кольцевой линии, но ни один из них не был реализован. Об этом можно прочитать здесь. Пока строительство данного объекта отложено, хотя он весьма необходим для разгрузки действующих наклонов. К тому же, эскалаторы в них потребуется  заменить в ближайшее время. Видимо, снова мы сталкиваемся с проблемой планирования, которая себя проявила сначала на втором выходе «Окружной» Люблинско-Дмитровской линии метро (он строится позже пуска МЦК и МЦД-1), а потом на втором выходе «Рижской» Большой Кольцевой линии метро (тоже только начали проектировать, хотя МЦД-2 работает и назревает пуск МЦД-3 и МЦД-4). На самом деле, второй выход «Комсомольской» Кольцевой линии по планам середины 90-х годов должны были построить ещё к 2003-му году.

2018 год

На схеме переустройства путевого развития в рамках организации МЦД-2 от Нахабино до Подольска на Рижском и Курском направлениях Московской железной дороги, было показано четыре главных пути на участке от Курского вокзала до Каланчёвской, но последняя имела в этом варианте всего одну островную платформу для поездов МЦД-2, а МЦД-4 данная схема почему-то в полной мере не учитывала: два его главных пути обрывались перед Рижской.

У меня сохранилась подробная схема реконструкции Каланчёвской из этого варианта. Несмотря на то, что на план уже нанесены опоры новых пролётов Каланчёвского путепровода для четырёх главных путей, мы видим всего одну островную платформу с лестничными сходами и лифтовой шахтой в центре. Рядом кассово-турникетный павильон с выходом к Каланчёвскому проезду и Каланчёвской улице. В общем-то, он там и находился до реконструкции, но почему бы не приблизить выход к вокзалам и метро?

2019 год

На следующей версии схемы путевого развития, датированной 26-м августа 2019 года, учитывался маршрут МЦД-4 через Каланчёвскую, для чего на ней появилась вторая островная платформа. Вернее, планировавшаяся ранее на схемах 2018-го года отошла к МЦД-4, а новая (восточная) появилась у МЦД-2. Также на схеме был показан «подземный распределительный пассажирский вестибюль», смещённый к южным торцам новых платформ.

Уже в начале 2020-го года стали доступны две схемы, на которых новыый вариант можно было рассмотреть чуть подробнее. Первую на форуме «Наш транспорт» выложил Виноградовский 12 марта, а вторую 20 января там же опубликовал человек с ником Shimon.

Итак, две островные платформы: западная для МЦД-4, восточная для МЦД-2, оснащённые лифтовыми шахтами в наземный вестибюль, имеющий выход к пешеходному проходу под Каланчёвским путепроводом. Ещё вестибюль имеет выход к Каланчёвской улице, впоследствии выяснится, что он служебный. В самом вестибюле мы видим линейку турникетов. Странно, что на схеме не показаны лестничные и эскалаторные сходы на платформы.

2020 год

И ещё одна схема путевого развития. Здесь на штампе нет даты, но на схеме есть подпись, что она была утверждена 18-го сентября 2020 года (убрал часть схемы, которая не относится к данному посту). Её я добавил, так как на ней восточнее 4-го главного пути (самого восточного) есть ещё какая-то то ли подпорная стена, то ли береговая платформа. Вот общая схема, датированная 20-м ноября 2020 года:

Забегая вперёд, скажу, что впоследствии компоновка вестибюля не менялась, в отличие от архитектурного оформления.

В середине 2020-го года появились первые рендеры проекта Каланчёвской.

Их тогда публиковали в куче источников, так я уже и не упомню, откуда взял конкретную картинку.

У меня есть рендеры хуже качеством и с надписями, но имеющие бОльший угол обзора. И с есть без надписей, но получше и с чуть меньшим углом.

Для архитектурного оформления остановочного пункта (станции МЦД) почти в самом центре города был выбран нетиповой проект.

Начиная с отделки стен фасада грубым камнем и до облицовки колонн на платформе гранитом — всё говорит об уникальности решения.

2021 год

Изображения второго варианта архитектурного оформления появились где-то между концом 2020-го и началом 2021-го года.

В первую очередь можно заметить немного другой дизайн вывески на фасаде.

Во вторую — появившиеся таблички с навигацией и «глобус метро».

На платформах тоже произошли небольшие изменения:

Так, внутренняя сторона крыши получила кессонированный потолок. Теперь навесы на Каланчёвской будут отличаться от станций «Кутузовская», «Фили» и «Студенческая» Филёвской линии метро, на навесы которых было немного похоже предыдущее решение.

Также на платформах заметны другие лавочки. Это более типовое решение.

Большинство изображений, как и следующие схемы я взял из видеоролика с Youtube-канала «СТРОЙКОМПЛЕКС МОСКВЫ STROI.MOS.RU» от 31 марта 2021 года. Давайте посмотрим на планировочное решение Каланчёвской. Это схемы платформ (как вы понимаете, планировка не зависит от выбранного архитектурного решения):

С восточных торцов сначала идут лестничные сходы, далее лифты, и только потом почти в самом конце эскалаторы. Под платформами виден наземный вестибюль. Он же, и здесь уже можно заметить, что турникеты были отодвинуты вглубь вестибюля, а выход к Каланчёвской улице находится за ними (то есть это не обычный выход, где пассажир обязан приложить турникет, покидая станцию):

Есть ещё пара поперечных разрезов по оси входных групп со стороны прохода под Каланчёвским путепроводом и по оси эскалаторных сходов:

В том же ролике был и третий вариант архитектурного оформления фасада наземного вестибюля, который отличается тем, что над окнами вестибюля были добавлены арочные своды в стиле соседнего строящегося путепровода:

Похоже, что указание «добавить больше Щусева» распространилось также и на Каланчёвскую. Пока неизвестно, какой именно вариант выбран. А, может, вообще появится что-то новое. Но колонны на платформе уже отделывают гранитом, так что хотя бы в этой части сюрпризов быть не должно.

Развёртка Каланчёвской со стороны западного фасада и служебного выхода к Каланчёвской улице, кстати, выполнена на основе третьего варианта дизайна. Тут видно, что и павильоны лифтов хотят отделать серым колотым гранитом, как и фасад наземного вестибюля.

Строительство

Реконструкция началась с того, что главный путь на Нахабино был переложен на новую ось того пути, который когда-то проходил между первым и вторым главными, а на предыдущем месте пути на Нахабино построили временную деревянную платформу взамен береговой платформы №2 (на Нахабино). Это позволило разобрать платформу №2 и на её месте начать работы по новой островной платформе №2 и первой части наземного вестибюля, который должен расположиться под новыми островными платформами №1 и №2. 29 мая 2021-го года в строй введены восточные однопутные пролёты нового Каланчёвского путепровода, которые располагаются параллельно старому сооружению и 4-й главный путь участка Каланчёвская — Курский вокзал. С этого момента поезда на Нахабино начали останавливаться на островной платформе №2. 3 июля 2021-го года по 4-му главному пути было введено реверсивное движение. Это позволит за год разобрать старый Каланчёвский путепровод и ввести в строй центральные двухпутные пролёты нового для 2-го и 3-го главных путей. Выше приведена  схема проведённых работ для организации на данном участке реверса. Летом 2021-го строители приступили к демонтажу береговой платформы №1 для строительства новой островной  платформы №1 и второй части наземного вестибюля под ней.

В данном разделе мы смотрим кадры из видео от начала августа 2021-го года с Youtube-какнала «AnVik Korzh».

Выше вид с севера на юг. На переднем плане виден временный пешеходный мост, по которому сейчас пассажиры попадают на единственную островную платформу №2, единственную действующую на данный момент из двух. Пока что построенная часть наземного вестибюля закрыта. Предположу, что её не получится открыть без второй части, строительство которой сейчас ведётся.

Движемся далее на юг и теперь перед нами раскрытие котлована под вторую часть наземного вестибюля. Слева — действующая островная платформа №2.

Выше вид с юга на север. Ещё недавно здесь была береговая платформа №1 и старый кассово-турникетный павильон. Сейчас всё это уже снесено, а на их месте скоро построят островную платформу №1.

Слева (западнее) собирают центральный пролёт Каланчёвского путепровода через проезд Комсомольской площади. Он тут временно, и будет передвинут на проектное положение рядом с действующим восточным пролётом для 4-го главного пути. Вдали виден временный пешеходный мост. А вот как всё это выглядит с его высоты:

(фото от 30.08.2021, автор — Kigram с форума skyscrapercity.com)

(фото от июня 2021-го, автор — пресс-служба МЦД, источник — gazeta.ru)

На последнем фото снимок сделан на уже действующей островной платформе №2. Видно, что тогда только начали облицовывать колонны гранитом. Вот из заметки на официальном сайте Московской железной дороги:

Строители приступили к облицовке колонн навеса на новой «островной» платформе Каланчевская. Бордовым гранитом с вкраплениями будут отделаны все 94 колонны, их капители выполнят из черного гранита, что позволит платформе соответствовать историческому облику станции. Работы проводятся в ночное время, чтобы не создавать неудобств пассажирам.

По информации из материала с официального сайта Сергея Собянина, взятой из очередной части материала про новые станции МЦД, завершение работ по реконструкции Каланчёвской намечено на 2023 год, что похоже на правду. Но текущие темпы строительства позволят открыть наземный вестибюль на год раньше. А 2023 год — это с учётом открытия островной платформы №1 уже в составе МЦД-4.

Перспектива

К перспективе развития узла, помимо перспективного выхода станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, стоит отнести проектируемый соседний вокзал для ВСМ-1. Для него предлагалось несколько вариантов размещения. Я уже показывал в первом разделе данного поста вариант с двумя островными платформами рядом с платформами Каланчёвской. Был вариант и с одной островной и двумя береговыми платформами (показан на схеме выше).

17 декабря 2020 года проводился Онлайн круглый стол «ВСМ Москва - Санкт-Петербург», в рамках которого Александр Чекмарёв, заместитель директора центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российской открытой академии транспорта (РУТ МИИТ) показывал свою презентацию. Там были показаны следующие варианты размещения вокзала ВСМ-1 на Каланчёвской. Выше и ниже привожу рендер и схему первого, отвергнутого варианта. В нём две островные платформы для ВСМ-1 предлагалось сделать на месте части существующих платформ Ленинградского вокзала, а на месте южного парка станции Москва-Товарная построить шесть новых береговых платформ и пути нового пригородного парка Ленинградского направления Октябрьской железной дороги. Через весь комплекс вокзалов (Каланчёвская, ВСМ-1, Ленинградский, Ярославский) должен был насквозь пройти новый надземный пешеходный переход.

В той же презентации был второй вариант, принятый в итоге с изменениями. Здесь мы видим две островные платформы вокзала ВСМ-1 рядом с новыми платформами Каланчёвской, которые южными торцами упираются в здание пассажирского терминала, пристраиваемого к дому №1Ас4 по Комсомольской площади, в котором сейчас располагается Технологический центр управления пригородным пассажирским комплексом - структурное подразделение Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, филиал ОАО «Российские железные дороги».

На рендере виден новый терминал и у Ленинградского вокзала, связанный с платформами ВСМ-1 надземным переходом. Этот переход продолжается и к платформам Каланчёвской МЦД-2 и МЦД-4, только эта часть зачёркнута. А в левом верхнем углу виден северный конкорс ВСМ-1 с выходом к платформам Ленинградского вокзала и круговому депо. Также слева виден какой-то заезд с Грохольского переулка в виде путепровода над МЦД-2 и МЦД-4. Что это и зачем — непонятно.

На схеме из презентации (приведена выше) уже нет ни одного из надземных переходов и отсутствует новый терминал Ленинградского вокзала. А 7 июля 2021-го на сайте zakupki.gov.ru была размещена заявка № 7747/ЗКТОЭ-АО «РЖДстрой»/2021 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: «Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва-Алабушево под специализированное пассажирское сообщение». В приложенном к ней техническом задании было несколько новых схем. Начнём с переустройства путевого развития в рамках проектов МЦД-3 и ВСМ-1 (кликабельно):

Вокзальный комплекс ВСМ-1 носит на схеме название ТПУ «Ленинградский» и вот, что в него входит (пассажирская инфраструктура):

— строительство конкорса до кругового депо (зона приоритетного обслуживания) [на приведённом выше рендере в левом верхнем углу]

— строительство конкорса на Ленинградский вокзал [переход, у которого соединение с платформами Каланчёвской было помечено «крестиком»]

— строительство двух островных платформ шириной 10 м [для ВСМ-1]

— строительство пассажирского здания [рядом с Ленинградским вокзалом]

— приспособление существующего здания Московской ж.д., выходящего фасадом на Комсомольскую площадь [Комсомольская площадь, дом №1Ас4]

Дальше схемы от 3 декабря 2020-го года и 22 января 2021 года из всё той же госзакупки. На них мы видим две островные платформы ВСМ-1 сверху и две островные платформы Каланчёвской снизу. На нижней схеме отмечены также тоннели Кольцевой линии метро (красным цветом). Видно, что проводится работа по проекту приспособления дома №1Ас4 по Комсомольской площади.

Левее (севернее Каланчёвской) показано будущее депо для поездов ВСМ-1 и типа Сапсан на месте южного парка станции Москва-Товарная. Неизвестно, в какие сроки будут завершены эти работы. Сначала могут запустить МЦД-3 на действующей инфраструктуре Ленинградского направления Октябрьской железной дороги, потом построить 5-й и 6-й главные пути на нём же только до Крюково для разделения скоростных поездов, дальних поездов и поездов МЦД-3 по своим парам путей. Ну, а когда-нибудь тупиковые 5-й и 6-й пути соединят с Санкт-Петербургом.

Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened