loader_blog

Categories:

ТПУ «Щукинская» — эволюция проекта

Сегодня мы проследим изменения в проекте транспортно-пересадочного узла, который уже построен и работает. В качестве исключения я сделаю пару таких постов относительно уже готовых объектов. «Щукинская» — это одноимённые станция метро Таганско-Краснопресненской линии и остановочный пункт на Рижском направлении Московской железной дороги, он же станция второго Московского Центрального Диаметра (далее — МЦД).

До МЦД

История введённого остановочного пункта Щукинская неразрывно связана с ликвидацией соседнего остановочного пункта Покровское-Стрешнево, а вся эта история началась со сдвига на запад к станции «Стрешнево» Московского Центрального Кольца (далее — МЦК) остановочного пункта Ленинградская, которая теперь тоже носит название Стрешнево. Но в 2016-м году один из двух вариантов переноса предусматривал сдвиг Ленинградской за внешнюю сторону МЦК, из-за чего расстояние между её новым западным торцом и восточным торцом Покровского-Стрешнева было бы относительно небольшое и позволило бы менее болезненно отказаться от последней платформы.

Однако второй вариант, который с минимальными отступлениями от плана был реализован, предусматривал размещение Ленинградской внутри МЦК, но на схеме всё же был выход из объединённого надземного конкорса к парку Покровское-Стрешнево.

На визуализациях 2017 — 2018 годов нет никакого выхода к парку из общего надземного конкорса, северного для станции МЦК «Стрешнево» и западного для новой платформы Ленинградская уже не было.

1 октября 2018 года Ленинградская открылась на новом месте, а уже в ноябре 2019-го года сменила название на такое же, как у станции МЦК «Стрешнево».

2018 год

Хотя строительство новой платформы на Рижском направлении Московской железной дороги рядом с выходом станции метро «Щукинская» Таганско-Краснопресненской линии напрашивалось уже давно, действующая пересадка между соседними станциями Тушино и «Тушинской» долго оставляла эту возможность без внимания. Но из-за планирующейся там реконструкции в рамках строительства 3-го и 4-го главных путей на Рижском направлении, встал вопрос о частичном закрытии платформ в Тушино на время стройки.

В 2017 — 2018 годах выходят презентации от АО «Мосинжпроект» и ГУП «МосгортрансНИИпроект», в которых на схемах демонстрируется первый вариант размещения нового остановочного пункта. Тогда же ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» показывает рендер этого варианта:

На рендере мы видим две береговые платформы с навесами, похожими на те, что установлены на станции МЦК «Лужники» и интеграцию их восточных торцов с действующим подземным пешеходным переходом под ж/д-путями. Очевидно, что этот вариант не учитывал перспективу в виде 3-го и 4-го путей.

В презентации от АО «Мосгипротранс» за 22 ноября 2018-го года мы видим следующий вариант, который уже учитывает новые главные пути. Вместо береговых появились островные платформы и надземный конкорс по центру узла. При этом действующий подземный пешеходный переход помечен как удлиняемый, но здесь пока без конкретики. Выхода к Полесскому проезду в этом варианте нет: предполагалось, что желающие попасть туда выйдут из конкорса в сторону станции метро «Щукинская», а дальше, немного пройдя по крытой галерее, спустятся в действующий «подземник».

Однако уже 23 ноября 2018-го года пользователь genshtab на форуме «Наш транспорт» публикует новый вариант с комментарием: «Рендеры Щукинской подъехали. По ним и начинаем строить».

В этом, уже третьем по счёту варианте, конкорс сместили на запад, а также добавили северный выход к Полесскому проезду. При этом переход здания конкорса показан под прямым углом к платформам. Ещё одним наблюдением является новый сход действующего подземного перехода с южной стороны (там сейчас два схода), то есть он будет удлинён в эту сторону.

А вот план этого конкорса в уровне первого этажа:

На схеме переустройства путевого развития этот вариант тоже был тогда отражён (сама схема попала в сеть позже своего нового варианта):

Конечно, сходы в обе стороны у северного и южного выходов, а также полная симметричность здания вызывают вопросы, но на то она и схема. А вот новая:

То есть, уже на схеме переустройства путевого развития в рамках МЦД-2 на  Рижском направлении Московской железной дороги за 2018-й год впервые появляется Z-образный конкорс.

2019 год

Показанный выше вариант 17 февраля 2019-го года демонстрирует Александр Чекмарёв, сотрудник Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем Российского Университета Транспорта (МИИТ), в рамках лектория в демонстрационном павильоне МЦД в презентации об остановочных пунктах МЦД. Здесь мы видим то самое Z-образное здание конкорса Щукинской. Ещё можно отметить то, что новый сход действующего подземного перехода здесь повёрнут уже не к зданию строящегося храма Николая Мирликийского, а к южному выходу конкорса нового остановочного пункта.

20 июля 2019-го пользователь vlad_svd форума «Наш транспорт» выложил приведённую выше схему узла. А из презентации Александра Чекмарёва мы также имеем план конкорса на уровне верхнего этажа:

Но и этот вариант оказался не окончательным. На протяжении 2019 — 2020 годов в различных источниках начинает встречаться немного другой дизайн конкорса и отличия там не только косметический, но и внутри тоже.

Начнём, пожалуй, как обычно, с общего вида, а потом посмотрим на дизайн платформы. Внимательный читатель заметит на следующем рендере, что у южного выхода конкорса (к станции метро «Щукинская») есть подпорки у козырька (да, видно плохо, но рассмотреть при желании можно):

Всё дело в том, что рассматривался вот такой вариант с подпорками козырька:

Но потом эти, видимо, декоративные элементы выкинули:

А вот дневной и вечерний рендеры этого южного выхода конкорса:

И напоследок другой ракурс на тот же южный выход этого здания:

На сайте Архитектурной премии Москвы нам доступны актуальные схемы. Щукинская была номинирована в 2020-м году на «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта транспортной инфраструктуры», но победил тогда транспортно-пересадочный узел «Рязанская».

По сравнению с предыдущей схемой верхнего этажа конкорса мы видим, что появились служебные лестницы в торцах северного и южного выходов, кроме того, уменьшилось число турникетов, так как остановочный пункт открывался с одной островной платформой, а вторая была отложена на перспективу.

Проектированием платформы занимались в компании АО «Мосгипротранс».

2020 год

С 20 июля по 2 августа 2020-го материалы проекта планировки территории территорий, прилегающих к МЦД-2, были выставлены на общественные обсуждения сайтом «Активный Гражданин». Там была схема авторства ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы», фрагмент схемы можете наблюдать выше. На схеме мы видим перспективную южную островную платформу, а также будущие 3-й и 4-й главные пути Рижского направления Московской железной дороги. Действующий рядом с остановочным пунктом Щукинская подземный пешеходный переход будет удлинён на юг, получит единственный новый сход

Строительство и ввод

Строительство остановочного пункта Щукинская началось в марте 2019-го года и шло с переменным успехом более двух лет из-за конфликтов с теми владельцами гаражей, чьи постройки попадали в полосу отвода железной дороги. В итоге новая платформа Рижского направления открылась лишь 25 июня 2021-го года. В тот же день была закрыт соседний остановочный пункт Покровское-Стрешнево, официально — из-за малого расстояния между ним и Щукинской. Но если мы посмотрим на схему переустройства путей за 2019-й год, то обнаружим, что помимо новых 3-го и 4-го главных путей там должна пройти восстанавливаемая соединительная ветвь №30 МЦК «Покровское-Стрешнево — Братцево» с Рижским направлением Московской железной дороги. Отдельная история это то, что на данной схеме заброшенное здание бывшего железнодорожного вокзала рядом с ликвидированной платформой Покровское-Стрешнево показано как подлежащее сносу:

Вообще, с этим зданием тёмная история. Оно числилось на балансе ОАО «Российские Железные Дороги», потом было передано другому собственнику, который никак не позаботился о реставрации. В результате, вроде бы, город Москва получил после суда право распоряжаться объектом, но пытается теперь выставить его на продажу.

Возможно, вскоре данный памятник архитектуры будет доступен только в виде макета, например, работы Н.Н. Гундорова, который выставлен в музее на станции Подмосковная. Само оригинальное здание было построено в 1908-м году архитектором Станиславом Антоновичем Бржзовским. Для прохождения новых главных путей в этом месте и сохранения здания вокзала, его нужно сдвинуть на юг. Такой метод нынче редко применяют, но бывает.

В завершении поста выложу кадры, «нарезанные» из видеоролика с YouTube-канала «kosh_marius» от 24 июня 2021-го года (за день до открытия). Выше вид с запада на восток, слева направо: северный выход к Полесскому проезду, действующая островная платформа Рижского направления и МЦД-2, сходы на перспективную островную платформу (закрыты), южный выход к станции метро «Щукинская» Таганско-Краснопресненской линии.

Далее вид с юга на север. Реализованный вариант соответствует последнему варианту, представленному на рендерах 2019-го года. Оба выхода получили рядом с собой по небольшой крытой наземной галерее для пешеходов.

И, наконец, вид с севера на юг. Также рекомендую ознакомиться с обзором Дмитрия Рогачёва, если вы хотите увидеть конкорс изнутри:

Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened