loader_blog

Categories:

Каланчёвский путепровод — эволюция проекта

Сегодня в рубрике «эволюция проекта» у нас необычный для неё объект. Это реконструируемый на Каланчёвской площади одноимённый путепровод для расширения на четыре главные пути под движение 2-го и 4-го Московских Центральных Диаметров (далее — МЦД). Это уточнение поста 2020-го года.

До МЦД

Путепровод был построен в 1912 — 1919 годах по проекту архитектора А.В. Щусева, являющегося автором многих знаковых сооружений в Москве. Так, например, он проектировал соседнее здание Казанского вокзала. Для начала я приведу иллюстрацию (смотри выше) нереализованного проекта Щусева, на который якобы опирались при создании современных путепроводов. Любой здравомыслящий человек скажет, что общего у них только арочная пролётная конструкция. Таким образом, имя архитектора современные проектанты тут просто «притянули за уши». Историю старого путепровода вы можете узнать либо в моём старом посте, либо более подробно здесь.

В вышедшем в 2018-м году выпуске №12 официального журнала проектной компании ОАО «Институт Гипростроймост» приводилось четыре варианта реконструкции Каланчёвского путепровода в рамках проекта строительства второй Высокоскоростной Железнодорожной Магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург». В первых двух предлагалось устройство балочных пролётов неразрезного типа (единая плита балки на четыре пути). В третьем варианте все пролётные строения предлагались арочными (как строят сейчас). Вариант №4 — разрезны балочные пролётные строения (на каждый путь по одному пролёту-балке). Проектами предлагалось восстановить отделку щусевского путепровода в виде стены из трёх арок под одним из пролётов (всего таких арок у оригинального путепровода семь штук плюс промежуточная между сквозными проездами на Каланчёвской площади).

Двадцатого февраля 2014 года на транспортной комиссии комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) был одобрен вариант №1 с балочными пролётными строениями и земляной вставкой в подпорных стенах над линией метрополитена.

2018 год

В 2018-м году появляется схема переустройства путевого развития в рамках организации МЦД-2 «Нахабино — Подольск» на базе Рижского и Курского направлений Московской железной дороги. Из неё становится ясно, что в перспективе участок платформа Москва-Каланчёвская — Курский вокзал ждёт реконструкция с расширением до четырёх главных путей, чтобы можно было дополнительные два пути выделить под проектируемый диаметр МЦД-4 «Апрелевка — Железнодорожная», который планируется организовать на базе Киевского и Горьковского направлений Московской железной дороги. В 2019-м году выходит новая версия схемы, но по данному участку практически без изменений (другая схема реконструкции Москвы-Каланчёвской).

Вариант 2019 года №1

22 июля 2019-го года общественное движение «Архнадзор» размещает у себя на сайте статью о предстоящей реконструкции путепровода. В ней приведены рендеры нового варианта проекта. Так, часть пролётов вместо балочных были заменены арочными, а также изменена схема на один двухпутный путепровод для центральных путей и два однопутных для боковых. Так, арочными стали все три пролёта через Южный проезд и центральный пролёт над технической зоной метрополитена напротив здания Казанского вокзала.

Между арочными пролётами в проекте расположены балочные, но никакого «щусевского» наследия в этом варианте больше не было, если не считать, что опоры путепроводов планировалось облицевать грубым камнем.

«Архнадзор» в статье критикует этот вариант реконструкции и обращается к властям Москвы и ОАО «Российские Железные Дороги» с просьбой замены данного варианта на другой.

5-го июня 2020-го года вышла следующая статья на сайте «Архнадзора», где описывается история дальнейшего изменения проекта. Итак, на лето 2019-го года проект выглядел так на визуализациях:

Переговоры начались во второй половине августа 2019 года на площадке Департамента культурного наследия, продолжались на площадках Москомархитектуры и проектировщика, института «Мосгипротранс».
Если первоначальная концепция предполагала эстакаду без земляной насыпи, с абсолютно новыми опорами, то исходной переговорной позицией проектировщиков было уже облицевать опоры щусевским гранитом сносимых подпорных стен. Но в ситуации сноса это была бы лишь иллюзия «уважения к предшественнику».

Вариант 2019-го года №2

Примерно к осени 2019-го года все пролёты и над технической зоной метро, и над сквозным проездом Каланчёвской площади заменили на арочные. Таким образом, всего запланировали установить девять арок.

Вариант 2019-го года №3

Осенью 2019-го года АО «Мосгипротранс», ОАО «Институт Гипростроймост» согласились пойти навстречу «Архнадзору», которому удалось «настоять на восстановлении подпорных арочных стен Щусева после расширения путепровода — вместо сквозных проходов и газонов между площадью и Каланчевской улицей, как было в первоначальном варианте».

В изначальном проекте фактически нового путепровода видим на месте этой стены сквозной проход с газоном вокруг бетонных опор. В утвержденном варианте — арочная стена.

Вариант 2020-го года №1

В феврале Архсовет опубликовал, а главный архитектор города прокомментировал осеннее решение. Семиарочная аркада, вопреки нашим ожиданиям, сократилась в нем до трехарочной. При переносе нагрузки на ферму пространство под ней легко закрывалось бы гранитными стенами без ущерба для метро; но сочетание фермы с аркадой показалось проектировщикам «Мосгипротранса» странным.

Перевожу: вписать исходную подпорную стену с аркадой авторства Щусева оказалось на так-то просто в современное решение, которое не было на это рассчитано. Проектировщики предпочли просто «выкинуть» тот участок, что попадал под самую длинную ферму над технической зоной метрополитена.

Самая большая ферма стала и самой большой проблемой. В проекте она переброшена не над существующим средним проездом путепровода, а над участком земли к югу, чтобы снять нагрузку на пролегающий здесь близко под поверхностью тоннель Сокольнической линии метро. Таково категорическое условие согласования Метрополитена, ставшее известным, когда осенью минувшего года (2019-го — прим. Loader) Москомархитектура выпустила Архитектурно-градостроительное решение (АГР) по итогам первого тура наших переговоров.

Однако в «Архсовете» отметили и положительные стороны этого варианта:

В изначальном проекте фактически нового путепровода видим на месте этой стены сквозной проход с газоном вокруг бетонных опор. В утвержденном варианте — арочная стена.

Одна из них — это симметричная западная стена, которая не была сделана, но задумывалась ещё Щусевым:

Дальнейшее изучение проектировщиком материалов Алексея Викторовича Щусева дало еще более неожиданные результаты. «Мосгипротранс» предложил реализовать первоначальный замысел архитектора: подпорные арочные стены, зеркальные существующим, со стороны Каланчевской улицы и гостиницы «Ленинградская». Сейчас эти места занимают откосы железнодорожной насыпи, ширина которой как раз и будет «съедена» при расширении путепровода в сторону города.

Вариант 2020-го года №2

В итоге проектировщики согласились и на восстановление аркады прямо под самой протяжённой фермой над технической зоной метрополитена. Также на рендерах этого варианта мы можем заметить гранитное ограждение парапета, которое тоже восстанавливается взамен утрачиваемого варианта Щусева. Ещё на ферме можно заметить двуглавого орла, который взят в нереализованном щусевском варианте проекта.

Чтобы решиться на эту странность, потребовалось еще несколько месяцев переговоров и ожидания. Мы сочли, что возникающий архитектурный образ оправдан сохранением счета и протяженности щусевской аркады, даже при изменении некоторых пропорций и членений.

Вариант 2020-го года №3

На последнем этапе консультаций заказчик предложил сделать несколько арок под фермой сквозными. Отвести это предложение оказалось невозможно по условиям согласования проекта. Но и сквозная арка нашлась в проекте Щусева, хотя и на другой, центральной оси аркады. Более того, она была реализована и впоследствии заложена.
Благодаря консультациям Сергея Колузакова, присоединившегося к переговорам, проектировщик разработал два варианта решения – с одной и с тремя арками щусевского рисунка. Москомархитектура утвердила вариант с тремя. Решение подписано главным архитектором города 1 июня.
Напомним, что АГР еще не проект. Конечно, потребуются пристальное наблюдение за проектированием и соответствием работ проекту, причем вне юрисдикции закона «Об объектах культурного наследия». Конечно, переборка стен и срытие насыпи будут выглядеть как снос. Конечно, потребуются гранит и гранитчики. Конечно, есть риск утраты подлинного и применения иного гранита. В пояснениях к АГР прямо назван куртинский гранит. Подлинный гранит необходимо сохранить.

Как вы можете заметить, двуглавых орлов на ферме в итоге не утвердили.

Строительство

29 мая 2021-го года в строй введены восточные однопутные пролёты нового путепровода, которые располагаются параллельно старому сооружению. По ним пошли поезда МЦД-1 из Подольска в Нахабино. 3 июля 2021-го года по восточным путепроводам (4-й главный путь) введено реверсивное движение, которое позволит за год разобрать старый щусевский путепровод и ввести в строй новые центральные двухпутные пролёты для 2-го и 3-го главных путей. Вот схема проведённых работ для организации на данном участке реверса:

Далее давайте посмотрим на конструкции новых путепроводов, которые были сняты на видеоролике, приведённом выше, в начале августа 2021-го автором YouTube-канала «AnVik Korzh».Вид с севера на юг, слева — новая островная платформа №2 остановочного пункта Москва-Каланчёвская (или же просто Каланчёвская), по центру — строительство второй очереди её наземного вестибюля, справа — начало сборки двухпутного арочного пролёта через сквозной проезд Каланчёвской (Комсомольской) площади:

Вид с севера на юг, слева — новый однопутный балочный пролёт путепровода 4-го главного пути через Рязанский проезд, далее — арочный пролёт через техническую зону метрополитена, по центру — демонтаж старого щусевского путепровода для прежнего положения 1-го и 2-го главных путей:

Вид с севера на юг, слева — новый однопутный арочный пролёт путепровода 4-го главного пути через техническую зону метрополитена, справа — сборка нового арочного пролёта для 2-го и 3-го главных путей через техническую зону метрополитена, по центру — вентиляционная шахта №425 Кольцевой линии Московского метрополитена:

Вид с севера на юг, на переднем плане — сборка нового арочного пролёта для 2-го и 3-го главных путей через техническую зону метрополитена, далее — сборка нового арочного пролёта для 2-го и 3-го главных путей через Южный проезд, за ним — действующий новый арочный пролёт для 4-го главного пути через Южный проезд:

Вид с юга на север в обратную сторону (все двупутные арки будут установлены параллельно действующим однопутным):

Далее тоже вид с юга на север, на место демонтируемого старого щусевского путепровода встанет новый для 2-го и 3-го главных путей, а слева от него ещё один главный путь (1-й) пройдёт на обособленных однопутных пролётах:

Итого западные 1-й и 2-й главные пути будут для МЦД-4, а восточные 3-й и 4-й — для МЦД-2. Средние двухпутные пролёты под 2-й и 3-й главные пути по планам должны закончить к лету 2022-го года, а весь западные пролёты для 1-го главного пути — в 2023-м.

Здание «царского павильона» у платформы при реконструкции на затронут, а вот облицовку с опор и подпорной стены старого щусевского путепровода, по идее, должны бережно разобрать, пронумеровав каждый отдельный блок, и сохранить до монтажа на новом месте. Пока что опоры и пространство между ними у действующих восточных пролётов для 4-го главного пути ещё никак не были декорированы.

Напоследок выкладываю пару видеороликов данного участка. На первом вы можете виртуально проехаться в кабине поезда, следующего по маршруту МЦД-2 «Нахабино — Подольск» от Рижской (Ржевской) до Курского вокзала.

А второе видео — строительство участка Москва-Каланчёвская — Курский вокзал середины июля 2021-го года. Можно проанализировать прогресс по сравнению с началом августа.

На этом у меня всё! Спасибо за внимание! С вас комментарии и подписка.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened