loader_blog

Categories:

Новости МЦД и МЦК. Выпуск №9

Перед тем, как начать пост, мне следует попросить прощения у постоянных читателей этого блога за временное отсутствие новых публикаций. Но на то были свои причины. Что ж, за почти месяц у меня накопилось много новостей из разных источников, схем и рендеров. Сегодня мы посмотрим на дальние планы по реализации МЦД, коснёмся проекта МЦД-3, а также ещё ряда тем.

Upd. Заменена схема из презентации на изображение большего разрешения.

Перспективы развития МЦД и московского ж/д-узла

12 мая 2021 на YouTube-канале «ИУЦТ Институт управления и цифровых технологий» прошла трансляция научно-практического форума «Развитие пригородного железнодорожного комплекса в новых экономических условиях». Лично для меня наиболее интересным было выступление Петра Красикова, заместителя генерального директора АО «Дирекция московского транспортного узла». Сейчас мы разберём слайды из его доклада.

Итак, первая схема это дальние планы развития линий МЦД, по которым этот сервис должен выйти за пределы привычных нам конечных станций. Линии едва видны, но нам поможет их понять прошлогодняя схема из презентации ГАУ «Институт Генплана Москвы»:

Но между ними есть и отличия. Так, в перспективе МЦД-3 заканчивается на севере не в Поварово, а где-то дальше. Возможно, в Солнечногорске (станция Подсолнечная Ленинградского направления Московской железной дороги). Перспективная южная конечная МЦД-3 уже не Бронницы, а где-то в районе станции Виноградово. А самое «вкусное» это МЦД-5, который пока что стал официально разбит на радиусы, доходящие до Павелецкого и Ярославского вокзалов, но это и так было известно. Новая информация — возможная «вилка» южного радиуса в аэропорт Домодедово, при этом для Внуково и Шереметьево подобный вариант не рассматривается. А на северном радиусе МЦД-5 «вилок» в перспективе уже три: до Софрино (или дальше), до Фрязино (причём это направление обозначено как первая очередь, хотя ранее оно было лишь до Королёва, то есть станции Болшево) и до Щёлково (последнее плохо просматривается, но других вариантов там нет).

В пятом выпуске новостей я выкладывал приведённую выше схему от ГАУ «Институт Генплана Москвы» по развитию московского железнодорожного узла. В отличие от перспективного развития сети, это перечень работ, которые нужно провести для расшития узких мест, не позволяющих запустить сервис МЦД в полной мере или вообще. Это строительство дополнительных главных путей радиальных направлений Московской и Октябрьской железных дорог, соединительных ветвей, четвёртого главного пути МЦК для вывода на новый вокзал Восточный большего числа транзитных и дальних поездов, а также и другие мероприятия, не связанные с МЦД. К сожалению, указанные на схеме сроки уже традиционно сорваны из-за недостатка финансирования. Теперь во главу угла поставлен запуск МЦД-3 и МЦД-4, а дополнительные главные пути на Савёловском и Рижском направлениях для полноценной работы МЦД-1 и МЦД-2 уехали на более поздние годы:

В левой колонке указаны, в основном, мероприятия для запуска МЦД-4, а два других объекта, идущих тут первыми, либо построены, либо достраиваются. Я здесь, как и в других источниках, почему-то никогда не вижу очень важного для МЦД-4 участка от примыкания соединительной ветви между Киевским и Белорусским (Смоленским) направлениями к последнему у проектируемой платформы Ермакова роща (Ермаковская, Звенигородская) до платформы Савёловская, что находилась у Савёловского вокзала и временно закрылась. Вероятно, это должно быть второй очередью соединительной ветви, из-за чего отдельно этот нигде не упоминается.

Вообще, программа развития московского железнодорожного узда до 2035-го года довольно обширная, но при наличии регулярного финансирования она может быть выполнена, пусть и с отставанием лет на пять. Недавно появились слухи, что на неё выделят дополнительные средства из федерального Фонда национального благосостояния. Посмотрим, хватит ли такой помощи на что-то, кроме запуска уже запанированных МЦД в пределах их первой очереди. Я лишь отмечу традиционно обделяемое вторым главным путём ответвление на Звенигород, а ведь продление этой линии с вводом внутрь города привело бы к существенному повышению спроса там на железнодорожный транспорт. А в перспективе можно было бы продлить туда вдоль Рублёво-Успенского шоссе ответвление в Усово того же Белорусского (Смоленского) направления.

Наконец, последний слайд из презентации Петра Красикова, который меня заинтересовал, иллюстрирует те линии скоростного трамвая, которые давно задумали в Московской области, но никак не могут начать строить. Пожалуй, оставлю без комментариев эти наполеоновские планы.

Детали проекта МЦД-3

В предыдущих выпусках новостей МЦД и МЦК мы уже разбирали отдельные участки проектируемой реконструкции на Ленинградском направлении, что принадлежит Октябрьской железной дороге и будет входить в состав МЦД-3 в пределах станции Крюково на первом этапе. Сегодня я дополню информацию схемами других участков. К сожалению, общей схемы реконструкции пока не попадалось, поэтому собираем паззлы. Выше схема станции Крюково, кстати, появился новый рендер северного выхода проектируемого для неё конкорса:

Надо сказать, что этот вариант как раз-таки совпадает с чертежами конкорса, на которых в здании северного выхода нет лестниц и лифтов с первого этажа на второй-третий, а только эскалаторы, лифты и лестницы на переход к трём новым островным платформам:

Отсюда мы делаем вывод что вот эти варианты, видимо, уже не актуальны:

Возвращаемся к основной канве нашего повествования и движемся по МЦД-3 на юг. Далее у нас идёт схема путепровода между Малино и Фирсановской для пересечения маршрутом МЦД-3 остальных главных путей Ленинградского направления Октябрьской железной дороги:

А сразу за ней подробнее схема в районе платформы Фирсановская:

Дальше, видимо, вплоть до железнодорожной станции Ховрино (не путать с одноимённой новой платформой), в границах которой находится платформа Грачёвская, никаких существенных работ по путевому развитию не будет.

Про этот участок, позволящий убрать «режущие» маршруты дальних поездов, которые сейчас пересекают по стрелкам крайние 1-й и 2-й главные пути, тоже было рассказано раньше. Оставался вопрос о передаче дальних поездов с 3-го главного пути МЦК (Малого кольца Московской железной дороги) на 5-й путь станции Ховрино без смены «головы» состава на станции Лихоборы МЦК, как это сейчас происходит. Пост Александра Чекмарёва дал ответ на этот вопрос.

Выше на схемы вы можете видеть восстанавливаемые соединительные ветви 2-бис и 3 между 3-м главным путём МЦК и Ленинградским направлением Октябрьской железной дороги (перегон Владыкино — Ховрино). Также эта схема интересна показанными 5-й и 6-м главными путями Ленинградского направления для первой Высокоскоростной ж/д магистрали Москва — Санкт-Петербург. Так, однопутные путепроводы пересекут соединительную ветвь 2 с МЦК (перегон Ховрино — Лихоборы), а 3-й сортировочный парк подвергнут какой-то реорганизации. Кроме того, на схеме можно увидеть перспективную островную платформу в составе «радиальных» Лихобор на 3-м и 4-м главных путях Ленинградского направления.

Следующие схемы иллюстрируют собой проект центральной части МЦД-3, то есть соединение Ленинградского направления Октябрьской железной дороги и Рязанского направления Московской железной дороги через Митьковскую соединительную линию. Выше на схеме показаны прокладываемые пути 1-д и 2-д, соединяющиеся с 1-м, 2-м главными путями Ленинрадского направления восточнее платформы Рижская. Далее при движении на восток пути 1-д и 2-д пересекут грузовую станцию Николаевка, по новому двухпутному путепроводу будут переброшены над всеми путями Ярославского направления Московской железной дороги, далее выйдут к Митьковской ветке перед тоннелем Третьего транспортного кольца. Далее участок Митьковской ветки станет 4-путным.

Тупиковые пути грузовой станции Москва-2-Митьково будут ликвидированы, как и подъездные пути. Перспективная пассажирская платформа Митьково будет расположена примерно на месте существующих грузовых платформ на станции Москва-2-Митьково. Далее при движении на восток пути 1-д и 2-д пересекут улицу Русаковская, над которой будет построен новый однопутный путепровод для пути 1-д. Затем пути 1-д, 2-д попадут в существующий тоннель под путями Рязанского и Казанского направлений Московской железной дороги и соединятся с 1-м и 2-м главными путями этих направлений (участок от Казанского вокзала до станции Люберцы-1 у них общий). Сложность здесь будет заключаться в «ювелирных» работах по переносу путей рядом с двумя памятниками архитектуры и истории — ансамблем Покровской богадельни 19-го века и загородным дворцом императрицы Елизаветы Петровны 18-19-го века. Ещё одна схема, где зелёным цветом показаны временные трассы путей Рязанского и Казанского направлений а период реконструкции тоннеля, а всё, что жёлтое — перспектива (в том числе, пассажирская платформа Митьково):

Далее на схеме есть разрыв между железнодорожным мостом через реку Яузу и путепроводом улицы Госпитальный вал, означающий отсутствие на данном участке работ по переносу путей. И последняя часть — перспективное путевое развитие грузовой станции Перово-4, включающее парк экипировки и отстоя дальних пассажирских поездов:

На этом имеющиеся схемы развития из проекта МЦД-3 у меня кончились.

Поклонная

Платформа Москва-Сортировочная Киевского направления Московской железной недавно и будущего МЦД-4 была переименована в Поклонную, но скоро её ждёт сдвиг на восток, где на новом месте откроются современные платформы и надземный конкорс.

Первые два рендера в этом разделе — это вариант 2019-го года. Тут есть как ошибка: северная платформа не будет островной (что следует из схемы из проекта реконструкции Киевского направления в рамках строительства 3-го и 4-го главных путей), так и детали, изменённые и упрощённые впоследствии. Вот такой же ракурс нового варианта, появившийся недавно:

Что мы здесь видим? Правильно, заборы на обеих платформах, так как здесь будут останавливаться только транзитные поезда МЦД-4, которые будут сюда прибывать по соединительной ветви между Белорусским (Смоленским) и Киевским направлениями Московской железной дороги. Второй момент — сходы конкорса на платформы теперь без уширений, что несколько странно. Как будто либо от лестницы, либо от эскалаторов отказались, ведь типовая схема схода конкорса, которая появилась ещё на МЦК — эскалаторы, за ними лестница, далее — лифт (не на всех станциях МЦК и платформах МЦД). Эта ситуация разгадывается при анализе другого рендера, на котором видно, что сходы на платформы будут с двух сторон пешеходного моста, примерно как это реализовано на станции Нахабино МЦД-2 и Рижского направления (если вы увеличите следующую картинку, то увидите это).

Ещё одним проекта изменением является направление схода южного выхода к проспекту Генерала Дорохова (Южному дублёру Кутузовского проспекта). Теперь он направлен параллельно платформам, тогда как в первом варианте смотрел к ним под углом примерно 45 градусов (на показанном выше рендере на переднем плане северный выход к улице Генерала Ермолова). Добавим, к этому, что начать строительство платформ МЦД-4 Камушки, Кутузовская и новой Поклонной планируется в июле 2021-го года, а завершить (возможно, касается лишь Поклонной) — в 2022-м году. А платформу Ермакова роща (Ермаковская, Звенигородская) перенесли на 2024-й год.

Толстопальцево

Две версии проекта реконструкции этой платформы Киевского направления Московской железной дороги и будущего МЦД-4 я уже рассматривал, но ни тогда, ни сейчас я не смог найти на картинках отличий, кроме разного количества железнодорожных путей. Выше приведён первый вариант, а на остальных рендерах — второй. Может быть, у вас получится найти разницу?

Далее пара фотографий на середину мая 2021-го:

(фото примерно от 19.05.2021, автор — rewer с форума skyscrapercity.com)

(фото примерно от 19.05.2021, автор — rewer с форума skyscrapercity.com)

Ольгино

Появилась примерная схема размещения новой платформы Ольгино на перегоне Кучино — Железнодорожная Горьковского направления Московской железной дороги и будущего МЦД-4. Также о желании построить её до 2023-го года заявил губернатор Московской области.

Каланчёвская

Одним из двух главных событий ушедшего месяца является запуск первой из двух новых островных платформ Каланчёвской и 4-го главного пути участка Каланчёвская — Курский вокзал. Про саму реконструкцию платформу у меня было много материала в этом выпуске новостей МЦД и МЦК. Отмечу, что как всегда в таких сложных объектах, сдаваемых к жёстко привязанной дате, их запускают с множеством недоделок. Так, на платформе оформление не было доведено до ума, а новый подземный вестибюль не был открыт даже в рамках первой его очереди. Сейчас пользоваться новой платформой (на которой пока останавливаются поезда на Нахабино, но скоро будет реверсивное движение) весьма неудобно из-за длинного временного пешеходного моста.

Вокзал Восточный / Терминал Черкизово

Вторым и главным событием мая 2021-го года стал запуск на МЦК того, что называют новым московским вокзалом, 10-м по счёту. Так как в последнее время у мэра Москвы любой реконструированный полустанок теперь вокзал, а люди из руководства ОАО «Российские железные дороги» никак публично этот факт не оспаривают, удивляться двум платформам и узким сходам на них мы не будем. Зато узнаем, как могло быть ещё хуже. Так, из всё того же поста Александра Чекмарёва следует, что сначала рассматривался вариант с двумя высокими платформами и отдельным конкорсом, соединённым с южным или конкорсом станции МЦК «Локомотив». Пересадка в том случае на МЦК была бы в закрытом контуре, а вот на метро проще было бы выйти на улицу и зайти в один из вестибюлей станции «Черкизовская» Сокольнической линии. Но то ли сыграло желание сэкономить (меньше площадь, плюс использовали давно тут лежащий без дела пролёт для выхода станции МЦК к Северо-восточной хорде), то ли первый вариант был просто наброском (о чём говорит рендер, взятый из проекта вокзала во Владимире для второй Высокоскоростной ж/д-магистрали). Теперь придётся жить с тем, что есть, зато появилась низкая платформа (но береговая) для поездов типа «Стриж» производства Talgo, а высокая стала более длинной. По информации от Александра, в будущем тут могут построить ещё одну высокую платформу. Также хотелось бы видеть в планах соединение с северным конкорсом станции МЦК, который тоже был наконец открыт, но с недоделками. Если кому-то нужны рендеры вокзала без лишних надписей и в высоком разрешении, то я их тут публикую. Хороший репортаж с открытия этого объекта есть здесь. А тут — видео:

Ботанический сад

Медленными темпами продолжается строительство второго выхода станции МЦК «Ботанический сад», который будет являться прямой пересадкой на одноимённую станцию метро Калужско-Рижской линии. Отсылаю читателей к рендерам и схемам этого проекта, которые я уже публиковал. Отмечу лишь активность строительной техники в зоне второго выхода:

(фото от 26.05.2021, источник — «Агентство городских новостей Москва»)

(фото от 26.05.2021, источник — «Агентство городских новостей Москва»)

Немного о разном...

В этой рубрике сегодня у нас видеоролик о строительстве на участке МЦД-2 и будущего МЦД-4, а также Курского и Горьковского направлений Московской железной дороги от Курского вокзала до Серпа и Молота. Схема участка:

Второе видео посвящено посещению почти готового подземного вестибюля на строящейся платформе Аминьевская на Киевском направлении Московской железной дороги и будущего МЦД-4:

Ещё один репортаж и следующее видео про платформу строящуюся на МЦД-2 и Курском направлении Московской железной дороги платформу Печатники:

Наконец, пара фото из отчёта о ходе работ на платформе Минская будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской железной дороги, а также  путепроводов через Минскую улицу:

(фото от 27.05.2021, источник — https://vk.com/publicmosmetro)

(фото от 27.05.2021, источник — https://vk.com/publicmosmetro)

Также я хочу отметить случившееся на прошлой неделе закрытие южного вестибюля на станции МЦК «Кутузовская» для установки там эскалатора в контексте того, что поездам, следующим по часовой стрелки не стали менять расположение места остановки, а вместо этого заблокировали для выхода пассажиров последние двери последнего вагона. Такие прецеденты имели место в метрополитене, но впервые это решение применено на железной дороге в Москве (поправьте меня в комментариях, если это не так). Из этого следует, что то же самое можно будет реализовать при удлинении до семи вагонов составов на МЦК, блокируя последние двери на станции МЦК «Площадь Гагарина», где физически невозможно удлинить платформу для приёма таких длинных поездов. Ждём обновлённый выход «Кутузовской» в сентябре, а там до закрытия на реконструкцию северного выхода недалеко.

Спасибо за внимание!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened