loader_blog

Category:

Белорусская (Белорусский вокзал)

В прошлом выпуске новостей про Московские Центральные Диаметры и Московское Центральное Кольцо я вскользь задел тему реконструкции на Белорусском вокзале. Сегодня я выложу больше информации об этом.

Итак, выше приведён фрагмент общей схемы переустройства путей в рамках организации движения МЦД-2 и МЦД-4 (особенно, для последнего). Здесь у Белорусского вокзала показаны 12-й, 13-й, 14-й и 15-й главные пути, которые приходят слева (с юго-запада) и показаны розовым цветом, а уходят направо  (на северо-восток) и показаны красным. В остановочный пункт Белорусская входят три платформы (северная береговая и две островных). На этой схеме рядом с действующим пешеходным мостом в западной части показан новый проектируемый подземный вестибюль, а рядом с действующим подземным пешеходным тоннелем в восточной части — новый подземный пешеходный тоннель. Также между 12-м и 13-м главными путями показана ещё одна новая островная платформа. Вот, что пишет пользователь Володя с wikipedia.org:

В 80-х, когда ремонтировали платформу, видел: севернее на 5 метров параллельно проходит заброшенный тоннель.

(фото от 1982-го года, автор Smiley.toerist, разместил alexba на pastvu.com)

Скорее всего, именно этот тоннель первоначально хотели расконсервировать в восточной части, и это именно он и был показан на схемах 2018-19-го годов.

В 2019-м году архитекторы проектного бюро «АПЕКС» (Apex Project Bureau) приглашаются для разработки концепции остановочного пункта на станции Москва-Пассажирская-Смоленская (то есть, на Белорусском вокзале). Вот, что написано на сайте проектного бюро:

Активная трансформация площади Белорусского вокзала в последние годы (ликвидация стихийной торговли, изменение схемы движения, благоустройство) привели к необходимости модернизации и самого транспортного узла — одного из старейших в центре столицы. В связи с увеличением пассажиропотока в перспективе на 2030 г. вокзалу требуется организация дополнительной связи для движения пассажиров между платформами и Белорусским вокзалом.

Первоначально архитекторы работали над павильоном нового подземного вестибюля Белорусской в западной части комплекса. Первые два рендера иллюстрируют отвергнутый вариант его дизайна.

Для следующей версии было выбрано более строгое оформление в стиле тех угловатых павильонов, что уже были реализованы на других объектах МЦД:

Одновременную сложность и интерес вызывают несколько факторов: расположение объекта в стесненных условиях, наличие памятников архитектуры (само здание Белорусского вокзала, а также выявленный памятник культурного наследия — жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга и путепровод Московской железной дороги 1904 г. постройки), необходимость учета логистики Белорусского вокзала (безопасность, передвижение пассажиров с ограниченными возможностями, перспективное расширение направлений движения).
Для решения этих задач предусмотрено строительство вестибюля входной группы, с одним подземным и одним наземным этажом. Переход на платформы осуществляется под землёй, под железнодорожными путями, с выходом на платформы, на которых запроектированы современные навесы. Для того чтобы избежать визуального диссонанса с окружающей застройкой, было решено выполнить видимые элементы в легкой, минималистичной манере.

На следующем этапе архитекторы перешли к проработке дизайна платформ и кассово-турникетного павильона в восточной части комплекса.

В итоге получился стеклянный павильон, который как бы растворяется в тесном пространстве внутреннего двора Белорусского вокзала. Наличие активного козырька из алюминия придаёт яркость и динамику. На платформах ожидания запроектированы навесы с применением метрических алюмелевых листов. Несущие колоны опор козырьков оформлены стеклом для создания единого ансамбля с основным зданием проектируемого вестибюля.

На предыдущем и следующем рендере изображён кассово-турникетный павильон в восточной части комплекса на северной (береговой) платформе.

С помощью предложенных решений удалось добиться более эргономичной связи между платформами с точки зрения движения пассажиров, оптимизировать количество «окон» в движении электропоездов, обеспечить строительство без помех для движения поездов и минимизировать границы стройки, в связи с чем отпала необходимость в аренде земли для организации строительства за полосой отвода железной дороги.

Если подвести итог по проекту 2019-го года от проектного бюро «АПЕКС», то можно отметить отказ от нового пешеходного тоннеля в восточной части и строительства островной платформы между 12-м и 13-м главными путями. А в конце 2020-го года в корпоративной газете «Московский железнодорожник» уже упоминается вариант с надземным конкорсом вместо подземного для соединения западной части узла. Группа в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Московский транспорт — мониторинг новостей» цитирует эту заметку следующего содержания:

Ныне существующий пешеходный мост над тремя платформами пригородного сообщения Тверского парка будет демонтирован. Это произойдёт после того, как в конце ноября начнётся и продлится два месяца строительство временного пешеходного моста в 200 метрах от нынешнего, у западной оконечности пригородных платформ. Новый крытый пешеходный мост-конкорс со всеми удобствами, лифтами и эскалаторами по стандарту для МЦД будет возведён в 2021 году по оси старого моста.

Правда, сроки строительства в ней указаны неверные, что, впрочем, ещё не говорит об ошибочности информации, поданной здесь. Напомню, что лишь в апреле 2021-го года началось строительство временного пешеходного моста. А это значит, что закончат его как минимум к лету 2021-го.

(фото от 07.04.2021, автор — kidrobot с форума skyscrapercity.com)

Три новые платформы длиной по 300 метров каждая с турникетными комплексами будут построены для посадки и высадки пассажиров с четырёх главных путей (12-й, 13-й, 14-й и 15-й) – по два для МЦД-1 и МЦД-4. Платформы будут закрываться для реконструкции не все сразу, а поэтапно, чтобы сохранить пассажирскую функциональность Тверского парка. На всех главных путях предстоит заменить стрелочные переводы. Помимо конкорса, ведущего в сторону Белорусского вокзала, с одной из новых пригородных платформ будет, как и в прежние времена, вновь доступен пешеходный переход с подъёмом на Тверской путепровод и Ленинградский проспект, к метро.

Из этой части публикации газеты «Московский железнодорожник» следует, что от расконсервации старого пешеходного тоннеля в восточной части узла отказались для того, чтобы на среднюю платформу можно было бы попасть с Тверского путепровода, как это было когда-то раньше. Иначе выход нового-старого пешеходного тоннеля совпал бы со сходом лестницы с путепровода. Впрочем, можно было бы вынести выход дальше, как это сделано в случае действующего пешеходного тоннеля в восточной части «Белорусской».

В северной (нечётной) горловине растущая станция Москва-Пассажирская-Смоленская в 2021 году удлинится на 600 метров в сторону Алексеевской соединительной ветви. Для окончательного решения проблемы надёжного прохождения 2-этажных поездов Stadler компании «Аэроэкспресс» под памятником архитектуры Тверским путепроводом все четыре главных пути будут углублены на 0,4–0,6 м. Тогда верхний габарит аэроэкспрессов идеально впишется в новый тоннель и будет возможен свободный пропуск без всяких ограничений и предосторожностей, которые сейчас приходится соблюдать.

Ещё одна интересная деталь — углубление железнодорожных проездов под Тверским путепроводом и замена стрелочных переводов на главных путях. Это позволит поднять скорость пассажирского сообщения на данном участке. Сейчас поезда здесь вынуждены снижать скорость из-за ряда ограничений.

Все работы по реконструкции стартуют в ноябре 2020 года и будут выполнены в течение 2021 года. Реконструкция станции Москва-Пассажирская-Смоленская ведётся с учётом того, что с 2022 года здесь возникнет крупный кросс-платформенный транспортно-пересадочный узел ныне действующего диаметра МЦД-1 Одинцово – Лобня и перспективного диаметра МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная, который спустится в район станции Москва-Товарная-Смоленская со строящейся эстакады, соединяющей киевское и белорусское направления МЖД.

Понятно, что сроки уже сорваны и выдержать планировавшийся график с завершением работ в 2021-м году уже не представляется возможным. Но всё же у меня есть сомнения в том, что подземный вестибюль заменён конкорсом. Посмотрим, какая информация появится позже в ходе работ. А пока это всё. Справочно привожу схему с номерами путей, если кто не понял, где 12-15-й.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened