loader_blog

Categories:

Новости МЦД и МЦК. Выпуск №7

Думаю, что подписчики моего блога уже заждались новых постов, и, наконец, у меня есть повод выпустить подборку новостей про Московские Центральные Диаметры (далее — МЦД) и Московское Центральное Кольцо (далее — МЦК). Сегодня посмотрим на проекты платформы Внуково и станции Очаково, а ещё разберём проекты путепроводов на Ленинградском направлении, и это не всё!

Внуково

Открывает подборку новостей платформа Внуково на Киевском направлении Московской железной дороги и будущем МЦД-4, которая сегодня открылась после реконструкции. Именно этого события я ждал некоторое время, так как по слухам её должны были открыть 9 апреля, потом 12-го, 16-го, но до конца текущего месяца 2021-го года.

Первый вариант проекта, который вы можете видеть в этой группе рендеров, стал основой для дальнейших видоизменений. В процессе проектирования по титулу реконструкции платформ Киевского направления сначала не были учтены стандарты МЦД. Отсюда и две лестницы по обеим сторонам конкорса на платформу и ноль эскалаторов. К сожалению, рендеры не дают понимания, планировались ли в 2018-м году эскалаторы на выходах в город.

Северный выход в первом варианте проекта соединялся со зданием конкорса необычным дуговым пролётом. Думаю, что нестандартность этого решения стала причиной отказа от него в следующих вариантах.

Другой странной особенностью была разная форма крыши над двумя частями платформы. Чем было вызвано данное предложение, трудно предположить.

С других ракурсов видно, что и над второй частью платформы после прямого участка тоже крыша шла «волной». Непонятное решение...

Сходы по обе стороны конкорса — вещь хорошая, но отсутствие эскалаторов в обоих это явный минус. Кроме того, это двойной объём работ, ведь конкорс и для транзитного прохода пассажиров строится (наземный переход закроют).

В последнее время непонятным образом различные официальные источники опубликовали рендеры давно отменённого варианта, хотя на тот момент уже давно был доступен третий вариант, по которому и построили.

В 2019-м году проект сильно изменили уже под стандарт МЦД. Над вторым вариантам работали в ООО «Проинжиниринг». Здания стали лаконичными и стали вписываться в ряд других современных проектов платформ МЦД.

Площадь конкорса была уменьшена, вместо двух сходов оставили один — на западную сторону платформы, но с эскалаторами, дуговой пролёт к северному выхода заменили на Г-образную конструкцию, переработали южный выход.

Можно сказать, что северный выход дошёл до реализации без существенных изменений, которые были внесены в третьем варианте проекта платформы.

Выше на рендере именно он, а ниже рендер второго варианта южного выхода. Можете сами оценить разницу с первым и третьим вариантами.

Почему же здание южного выхода снова изменили? Боюсь, что кому-то здесь не понравилась наклонная стеклянная поверхность на крыше. Зато удавалось лучше объединить в общий объём ещё и служебный павильон.

Наконец, остановились на том решении, которое вы видите выше и ниже на рендерах. Помимо очевидных отличий относительно южного выхода, здесь угадывается и упрощение подсветки на платформе. Во втором варианте там показано большое количество светильников на крыше, чего в реальности нет.

А теперь сравним рендеры с реализацией (больше фото здесь):

(фото от 22.04.2021, источник — сайт stroi.mos.ru)

(фото от 22.04.2021, источник — сайт stroi.mos.ru)

(фото от 22.04.2021, источник — vk.com/mcd_moscow)

Очаково

Думаю, что все уже видели этот проект реконструкции платформы Очаково на Киевском направлении Московской железной дороги (будущем МЦД-4), что появился в сети в 2019-м году. Если я правильно вижу, тут выход конкорса показан без эскалаторов, чего не может быть по стандартам МЦД. Странно, что этот вариант, похоже, попал в схему от ГАУ «Институт Генплана Москвы»:

Однако недавно мне удалось обнаружить совсем другой вариант проекта, что был сделан архитектурно-инженерным бюро «DreamForm» по заказу ОАО «Российские Железные Дороги»:

Если быть точнее, то это два варианта, которые отличаются направлением сходов на новые платформы станции Очаково (выше на рендере направлены на восток, ниже на рендере направлены на запад).

Проект был выполнен в 2018-м году, и это явно какой-то временный вариант: привязка к местности кривая, а сходы по ширине упираются в края платформ. Но это уже гораздо ближе к стандарту МЦД, нежели всем известный рендер. Думаю, что здесь можно будет увидеть реализацию, похожую на итоговый вариант платформы Внуково, только помноженный на две платформы и два здания выходов. Естественно, декоративные скобы на переходах от конкорса к  выходам «срежут» за ненадобностью. За то, что этот проект реальный говорит то, что на сайте компании размещены чертежи платформы Ховрино МЦД-3 и Ленинградского направления Октябрьской железной дороги и актуальные рендеры вторых выходов станций МЦК «ЗИЛ» и «Ботанический сад».

Железнодорожная

Также недавно появились предварительные рендеры реконструированной платформы Железнодорожная. Выше на фото вид с севера на юг, на переднем плане северный выход к Лесопарковой улице. А это южный вход конкорса:

Ещё один ракурс, тоже на южный выход к Советской и Пролетарской улицам:

К сожалению, мне не удалось найти эти изображения в лучшем качестве, но зато появилась информация о том, что сотрудники ООО «Желдорпроект» на прошлой неделе выезжали на место для уточнения деталей.

Белорусская (Белорусский вокзал)

Вероятно, здесь начинается строительство подземного вестибюля для поездов МЦД-1 и МЦД-4 в районе действующего пешеходного моста. Автор этого фото обнаружил на месте конструкции для временного пешеходного моста:

(фото от 07.04.2021, автор — kidrobot с форума skyscrapercity.com)

Путепроводы Ленинградского направления МЦД-3

Помните эту табличку из предыдущего выпуска новостей про МЦД и МЦК? Я напомню, что взята она из отчёта на сайте автономной некоммерческой
организация «Дирекция Московского транспортного узла» за 4-й квартал 2020-го года «О ходе реализации проекта D-3». В прошлый раз я гадал, что же такое скрывается под пунктом «строительство путепроводной развязки на станции Ховрино». Ответ последовал в госзакупке — это сооружение между станцией Ховрино (платформой Грачёвская) и рекой Лихоборкой, которое нужно для того, чтобы дальние поезда, оборачиваемые через МЦК по станции Лихоборы, могли не мешать движению будущего МЦД-3, не создавая там «режущий» маршрут, как это происходит сейчас. К сожалению, ни о каком строительстве новой соединительной ветви №3 Ленинградского направления Октябрьской железной дороги с МЦК речи не идёт.

Возведение двухпутного путепровода под новое положение 1-го, 3-го главных путей на 636 км ПК1+09,60 (пикетаж Октябрьской железной дороги) разбито на шесть этапов. На первом этапе строится временный объездной путь (выше на схеме показан зелёным), соединяемый с 5-м путём станции Ховрино. Этот путь будет служить для пропуска дальних поездов через МЦК со стороны Санкт-Петербурга. По идее, на схеме не хватает ещё одной стрелки с 3-го на 1-й главный путь, чтобы дальний поезд мог попадать на временный маршрут.

На втором этапе (смотри выше) строится путепровод, а на третьем на него переносят движение 1-го главного пути. Четвёртый этап — перенос на новый путепровод 3-го главного пути. Пятый этап — строительство подпорных стен рядом с новым положением пути для дальних поездов, связанного с 5-м путём станции Ховрино. Шестой этап — этполный ввод развязки с реверсивным движением по новому пути для дальних поездов, пропущенному под путепроводом 1-го и 3-го главных путей и соединяющемуся с 5-м путём станции Ховрино:

Проектом предусмотрено строительство железнодорожного путепровода по схеме (27.0 + 110,0 + 33,6) общей длиной 186,0 м. Железнодорожный путепровод состоит из трёх двухпутных пролётных строений. Пролётные строения устанавливаются по следующей схеме: на опорах №1-2 балочное пролетное строение с ездой поверху, расчётной длиной 27,0 м; на опорах №2-3 пролётное строение со сквозными фермами с ездой понизу, расчётной  длиной 110,0 м; на опорах №3-4 балочное пролетное строение с ездой поверху, расчётной длиной 33,6 м.
Устои запроектированы на опорах №1 и №4 – обсыпные в виде массивных конструкций из монолитного железобетона на низком свайном ростверке. Промежуточные опоры массивные выполнены из монолитного железобетона на низком свайном ростверке. Сечение опоры по высоте единое с габаритными размерами граней 3,0 х 13,0 м. На ригелях промежуточных опор предусмотрены смотровые приспособления из металлоконструкций. Свайные ростверки опор путепровода запроектированы на буронабивных сваях диаметром 1,2 м.
Пролётные строения расчётной длиной 27,0 м и 33,6 м (на опорах №1-2 и №3-4) представляют собой разрезную металлическую балочную конструкцию с ездой по верху на балласте. В поперечном сечении пролётные строения состоят из двух коробчатых главных балок, объединённых между собой по балластному корыту продольным герметичным деформационным швом по оси пролетного строения. Пролётное строение расчётной длиной 110,0 м (на опорах №2-3) представляет собой разрезную металлическую конструкцию со сквозными фермами с ездой понизу на балласте.

По приведённому в проекте графику работ, путепровод построят за 1,5 года.

Есть и ещё один проект в той же госзакупке — строительство путепроводной развязки в районе остановочного пункта Малино вместо станции Крюково, как это указано в том же списке работ из отчёта «О ходе реализации проекта D-3». Вполне возможно, что Малино входит в границы станции Крюково, и тогда противоречия здесь нет. Обратите внимание на приведённую выше схему. По ней справа (с востока) на станцию Крюково приходят пять главных путей: сверху вниз 2-й для дальних поездов от Москвы, 4-й для пригородных поездов от Москвы, 3-й для пригородных поездов на Москву, 1-й для дальних поездов на Москву. Это уже знакомые нам зелёные и синие стрелочки, а ниже находится ещё один путь с розово-фиолетовой стрелочкой — это новый путь для МЦД-3 к станции Крюково. На проходящем над ним 1-м главный также есть такая стрелочка, только в сторону Москвы. Получается, МЦД-3 будет на путях дальних поездов. Но как поезда с 2-го главного попадут на новый 5-й путь, чтобы обернуться по станции Крюково? И у нас есть ответ!

Для этого на перегоне между платформами Малино и Фирсановская построят однопутный путепровод на ПК6149+8,59. Видимо, далее новый пятый путь пройдёт от путепровода до станции Крюково. То есть, вместо строительства тоннельной развязки за станцией Крюково для оборота поездов между 2-м и 1-м главными путями через одноимённое депо было выбрано другое решение (видимо, более дешёвое и быстрое в реализации).

Железнодорожный путепровод состоит из одного пролётного строения. Пролётное строение с расчётной длиной 110 м со сквозными фермами, с ездой понизу на балласте, однопутное. Пролётное строение расчётной длиной 110 м (на опорах 1-2) представляет собой металлическую конструкцию со сквозными фермами с ездой понизу. Главные фермы пролётного строения приняты высотой 15000 мм. Расстояние между осями главных ферм 5800 мм. Устои запроектированы обсыпные из монолитного железобетона на низком свайном ростверке. Свайный ростверк запроектирован на буронабивных сваях диаметром 1,2 м, длиной 18м. В целях удержания подходной насыпи у опоры №1 со стороны ст. Крюково, запроектирована L-образная подпорная стенка. Подпорная стенка индивидуальной конструкции из монолитного железобетона, состоит из двух секций, высота секций от подошвы ростверка – от 9 до 2 м.  Фундамент запроектирован на естественном основании.

Судя по графику работ, на сооружение путепровода отводится один год.

Почему Stadler «Аэроэкспресса» не поехал по МЦК?

В прошлом выпуске новостей про МЦД и МЦК я анализировал перспективы и слухи по запуску по МЦК двухэтажных поездов. Несмотря на то, что 6 апреля участником форума «Наш транспорт» был обнаружен состав Stadler KISS на 3-м главном пути пассажирской станции «Лихоборы», а ранее 31 марта на сайте mos.ru была размещена информация «...прорабатывается возможность в качестве эксперимента запустить двухэтажный поезд на МЦК, что позволит увеличить количество мест для пассажиров», а 1 апреля в группе ВКонтакте «Ленинградское направление» написали про последовательное замещение ЭС2Г «Ласточек» (которые хочет забрать Октябрьская железная дорога) на МЦК поездами Stadler, никаких двухэтажных поездов на МЦК не появилось. Хотя кто-то даже опубликовал расписание движения аж шести составов:

Так что ответа на вопрос из заголовка раздела у меня пока нет.

ЗИЛ

Давайте посмотрим на пару вечерних рендеров второго выхода этой станции МЦК, найденных на сайте архитектурно-инженерного бюро «DreamForm». На них представлен актуальный проект (отличия от неактуального смотри здесь).

Добавлю фото строительства объекта от начала апреля (больше фото здесь):

(фото от 04.04.2021, автор — Антон Михайлюта)

Ботанический сад

Я уже не раз анализировал изменения в проекте второго выхода станции «Ботанический сад» МЦК. К сожалению, новых детальных схем с тех пор так и не появилось. Зато теперь можно с уверенностью сравнивать два проекта в отношении дизайна выхода на 1-ю улицу Леонова. Выше приведён проект от АО «Ленгипротранс» 2017 года, ниже — вариант 2018 года, который может принадлежать авторству архитектурно-инженерного бюро «DreamForm». Но последние, скорее всего, занимались лишь освещением, как и на «ЗИЛе».

Как вы, возможно, помните, второй вариант я нашёл на сайте подрядчика на этом объекте, ООО «СвязьИнжСтрой». А теперь у нас есть вечерние рендеры:

Сравним с вариантом 2017 года от АО «Ленгипротранс»:

Видно, что внутренняя компоновка должна была измениться не сильно, хотя на одной из схем появились дополнительные эскалаторы с уровня земли на уровень подземного перехода между платформами, ведущего к северному вестибюлю станции метро «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии.

На северной платформе (от «Ростокино» и к «Владыкино») вообще никаких изменений нет, кроме деталей отделки. Напомню, что второй выход «ЗИЛа» должен открыться во 2-м квартале 2021-го года, а «Ботанического сада» — в 3-м квартале 2022-го года.

Бонус

В качестве бонусного видео у нас сегодня реконструкция Тимирязевской Савёловского направления Московской железной дороги и МЦД-1. Как это выглядит с уровня земли, можно посмотреть в фотоотчёте у rajon-pride. А это строительство новых мостов, параллельных Андроникову виадуку через реку Яузу, для МЦД-2 и МЦД-4 (больше фото здесь):

(фото от 22.04.2021, «Развитие Метрополитена и Транспорта в Москве»)

Спасибо за внимание!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened