loader_blog

Category:

Пересадки, которых нет (часть 2)

В прошлый раз я разобрал случаи станций московского метро, которые прямо сейчас строятся или были недавно построены, но пересадок у которых нет или не будет некоторое время. Сегодня же «запущенные» случаи, когда пересадки десятилетиями не строятся, хотя планы на них давно есть.

Upd. Добавлена информация по станции «Сретенский бульвар».

Смоленская

Примерная схема пересадки между станциями «Смоленская» Филёвской и Арбатско-Покровской линий, которая могла бы быть построена в рамках строительства «Плющихи» Калининско-Солнцевской линии, третей станции в этом узле. Автор схемы Владислав Лавров. Это тот случай, когда стройка ещё не началась, а пересадку уже отменили. Всему виной то, что эти линии и так имеют между собой три пересадки: на «Кунцевской», на «Киевской» и между «Арбатской» Арбастко-Покровской и «Александровским садом» Филёвской линии. Данная пересадка могла бы связать восточный торец «Смоленской» Филёвской линии и западный торец одноимённой станции Арбатско-Покровской линии. Через неё также можно было бы перейти на «Плющиху» Калининско-Солнцевской линии. Однако и между Калининско-Солнцевской и Филёвской линиями есть пересадка с «Делового центра» на «Выставочную». Правда, основной ход «Филёвки» до «Кунцевской» не имеет и не будет иметь в перспективе прямой пересадки на жёлтую линию. Однако проблему частично решает перегон «Парк Победы» — «Киевская» Арбатско-Покровской линии, который позволяет сделать такую пересадку.

На старой схеме «Смоленской» Филёвской линии есть лестница у восточного торца, к которой примыкал коридор к несуществующему сейчас наземному вестибюлю посередине Садового кольца (Смоленской площади). Сейчас этот коридор переделан в подземный переход под Садовым кольцом, а лестница на платформе станции закрыта. Думаю, примыкание к ней маловероятно, так как потребует перестройки подземного перехода. Впрочем, кто его знает, что тут планировали. Подземного перехода в те годы здесь не было. Если бы всё же станцию «Плющиха» с переходами построили, не пришлось бы закрывать «Смоленскую» Арбатской-Покровской линии на замену эскалаторов.

(фото от мая 2011-го года, автор — russos.livejournal.com)

(фото от мая 2011-го года, автор — russos.livejournal.com)

Чкаловская — Курская

Прямого перехода между станциями «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской и «Курская» Кольцевой линии сейчас нет. Выше на схеме примерно показано, как могли бы соединяться эти станции пересадочным коридором. Вот ещё на плане можете мысленно его отобразить:

Какое-то время на площади перед Курским вокзалом сохранялась шахта, при помощи которой строили станции метро. Потом её переделали в вентшахту №401 Кольцевой линии. Но потом её законсервировали, а саму площадь у вокзала поглотил торговый центр «Атриум». Так или иначе, почему-то этот переход был выкинут уже на стадии проектирования узла. Например, на визуализации 1990-х годов его нет:

Очевидно, переход должен быть выполнен в виде коридора с эскалаторным наклоном, примыкающего ходками к центральным залам обеих станций. Но сейчас там никаких видимых заделов нет, об их существовании известно лишь проектировщикам станции «Чкаловская». И тут в очередной раз надо сказать о том, что замена эскалаторов на станции «Курская» Кольцевой линии была бы менее болезненной, если бы между ней и «Чкаловской» Люблинско-Дмитровской линии имелся прямой переход. Саму «Курскую» не закрывали, но из-за закрытого северного выхода тогда выросла нагрузка на южный, а он ещё и работает как пересадка на «Чкаловскую». Впрочем, кто-то пользовался для попадания на Кольцевую линию «Курской» Арбатско-Покровской, ведь у них общий вестибюль (у последней это единственный выход).

Боровицкая — Библиотека имени Ленина

Да, такой переход существует и довольно востребован. О чём же идёт речь? А дело в том, что для пересадки между станциями планировался отдельный коридор, который соединял бы общий вестибюль «Боровицкой» Серпуховско-Тимирязевской и «Библиотеки имени Ленина» Сокольнической линий и центр платформы последней. В 1970-е и в 1980-е годы, когда проект станции «Боровицкая» не раз пересматривали, этот коридор неизменно присутствовал на схемах узла. На более поздней схеме даже показано направление движения по пересадке: с «Библиотеки имени Ленина» на «Боровицкую», а обратно так, как это происходит сейчас в обе стороны через общий вестибюль.

Похоже, что строить пересадочный коридор под зданием Библиотеки имени Ленина (сейчас — Российская Государственная Библиотека) посчитали делом довольно хлопотным, учитывая, что при строительстве общего вестибюля по соседству начал разрушаться Дом Пашкова. Данный переход мог примыкать к общему вестибюлю примерно сюда (стена справа):

(фото от 2020-го года, автор — bluesmaker.livejournal.com)

Киевская

Ещё одна пересадка могла бы появиться при строительстве второго выхода на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии на одноимённую станцию Филёвской линии, это был бы второй путь для перехода между станциями. На «Киевской» Арбатско-Покровской линии в западном торце центрального зала есть две незадействованных ходка со стороны направления движения поездов от «Смоленской» к «Парку Победы». С ними должен соединиться подходной коридор к эскалаторному наклону, выводящему к подземному вестибюлю во 2-м Брянском переулке. Вестибюль продлевается дальше на юг и соединяется со вторым ярусом западного торца платформы «Киевской» Филёвской линии. Скоро здесь возникнет ситуация с заменой эскалаторов на наклоне, который сейчас является общим выходом в город и пересадкой между станциями узла, при этом пересадка между «Киевскими» Кольцевой и Арбатско-Покровской линий будет возможна по отдельному пути, как и между станциями Арбатско-Покровской и Кольцевой линий. А между Филёвской и Арбатско-Покровской линиями пересадки временно не будет, придётся переходить через Кольцо, либо ехать до центра,  где такая пересадка возможна.

(фото от 02.05.2011, автор — Aviateur, сайт transphoto.org)

(фото от апреля 2013-го года, автор — russos.livejournal.com)

Парк культуры

Прямой переход между станциями метро «Парк культуры» Сокольнической и Кольцевой линий должен был снять нагрузку с общего для них вестибюля. Он мог быть построен до того, как пришлось менять эскалаторы на наклоне этого выхода, относящемся к выходу станции Кольцевой линии. Однако как всегда не успели или не захотели. Впрочем, проблема здесь сохраняется, так как три машины на этом наклоне заменили тоже на три, а не на четыре, как делают в последнее время. Переход должен был соединяться ходками с центральным залом «Парка Культуры» Кольцевой линии и вторым ярусом платформы на станции Сокольнической линии, куда сейчас примыкает выход в общий для двух станций вестибюль. Между этим точками планировались подходные коридоры и эскалаторный наклон. Наклонный ход должен был строиться с площадки на Садовом кольце (Зубовского бульвара) рядом с объединённым вестибюлем станций. Скорее всего после открытия прямого перехода старый путь для пересадки был бы закрыт, он работал бы только на выход.

(кадр из видео от января 2020-го с YouTube-канала «Юрий Демидов»)

Тверская — Чеховская

Изначально вторая пересадка между станциями «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской и «Тверская» Замоскворецкой линий планировалась между центральными залами обеих станций с примыканием ходками к «Чеховской» и к помещению под платформой «Тверской». Скорее всего, именно так, ведь туда ведёт две группы эскалаторов, насколько это можно разобрать из схемы. Аналогично туда же предлагалось вывести подходной коридор пересадки на «Пушкинскую» Таганско-Краснопресненской линии, который так и сделан.

В более поздних был показан второй путь для пересадки, соединяющий ходки в центральном зале «Чеховской» и лестницы в южных торцах боковых залов «Тверской» (либо эскалаторы, по схеме не очень понятно). Между станциями был построен только переход, связывающий их западный и южный торцы.

На, очевидно, более поздней схеме узла, которая зачем-то была опубликована раньше предыдущих в журнале «Метрострой», показано всё примерно как и построили, то есть без дополнительного перехода и ещё одного выхода:

Скорее всего, примыкание к торцам боковых залов «Тверской» посчитали небезопасным. Сейчас, насколько я знаю, никаких заделов там нет.

Третьяковская — Новокузнецкая

Замыкает список непостроенных переходов таковой между «Третьяковской» (северный зал, относящийся к Калининской линии) и «Новокузнецкой» (на Замоскворецкой линии). Вот так это выглядит на схеме из проекта станции:

Сейчас построен только один из двух переходов в восточном торце северного зала станции «Третьяковская». А в южном зале построены оба, там разделены потоки пассажиров, пересаживающихся в разных направлениях. В северном зале такой переход по планам должны строить после продления Калининской линии на запад, то есть теперь это соединение с Солнцевской линией. Так как данный вопрос успешно «завис», то и здесь сроки непонятны.

Переход должен соединяться с ходками, которые построены в центральном зале северной станции «Третьяковская», а дальше подходным коридором и эскалаторным наклоном с другим коридором и ходками в торец центрального зала «Новокузнецкой». Дальше, видимо, лестница к платформе этой станции и проходы в боковые залы. Похожее решение применено в южном торце той же «Новокузнецкой» для перехода из южного зала «Третьяковской» и в обоих торцах «Театральной» Замоскворецкой линии для перехода с «Охотного ряда» Сокольнической и на «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, у которой в западном торце применено то же решение. Утверждается также, что строительство заморозили из-за нехватки средств на перенос понизительной подстанции из северного торца центрального зала «Новокузнецкой». Другие слухи говорят, там всё готово, кроме переноса подстанции. Я сомневаюсь: на «Новокузецкой» никаких заделов не просматривается.

(фото от сентября 2015-го года, автор — russos.livejournal.com)

(фото от 2013-го года, автор — e-strannik.livejournal.com)

(фото от 2013-го года, автор — e-strannik.livejournal.com)

Сретенский бульвар

Изначально выход в город и пересадка со станции «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской должны были быть по разным коридорам. Выход в город примыкал к западному торцу «Сретенского бульвара» и с помощью малого наклонного хода поднимался на промежуточный уровень коридора над «Тургеневской», а далее большой эскалаторный наклон выходил в подземный переход, как это и было реализовано позже. Пересадка же осуществлялась между центральными залами станций отдельно с примыканием ходками. Коридор пересадки таким образом шёл практически параллельно коридору выхода.

В дальнейшем проект поменяли так, что для пересадки и выхода в город стал использоваться общий маршрут, но к станции «Тургневская» примыкание всё ещё осуществлялось ходками в центральный зал (визуализация выше). Потом и этот рудимент исчез и на следующей схеме всё уже показано так, как позже построили, но коридор отдельной пересадки на ней всё ещё был обозначен.

Сейчас на месте примыкания отдельной пересадки к станции «Тургеневская» расположена лестница, ведущая в общий коридор выхода в город и пересадки на «Сретенский бульвар»:

(фото от сентября 2015-го года, автор — bluesmaker.livejournal.com)

Продолжение следует?

Больше мне не удалось найти информации про непостроенные  пересадки на станциях московского метро. Возможно, вы знаете больше меня и подскажите упущенные моменты. А на этом у меня всё. Спасибо за внимание!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened