loader_blog

Categories:

Второго выхода нет... (часть 2)

Вторая часть обзора станций московского метро, у которых до сих пор ещё не был построен второй выход в город.

Рижская — срок открытия неизвестен

Когда в 2000-х думали о закрытии «Рижской» Калужско-Рижской на замену эскалаторов на наклоне действующего южного вестибюля, было предложено построить северный вестибюль станции с выходами в подземный переход на обе стороны проспекта Мира. Но в те годы проекты многих вторых выходов так и остались нереализованными.

Когда появился проект станции Большой кольцевой линии метро, изначально имевшей название «Ржевская», его авторы предложили второй выход новой станции в Водопроводный переулок.

В 2020-м году в новой версии проекта станции, получившей к этому моменту название «Рижская», также можно увидеть наклонный ход второго выхода:

На схема 2020-го года от ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы» также имеется этот выход в Водопроводный переулок:

И даже «корявенький» рендер павильона выхода из их же презентации:

В то же время в недавней презентации Александра Чекмарёва из Российского Университета Транспорта (МИИТ) второй выход станции Большой кольцевой линии метро находится у проспекта Мира:

Не знаю, с чем связано такое разночтение со схемой от ГАУ «НИИиПИ Ген. плана г. Москвы». Скорее всего, у железнодорожников старая информация. Вот, например, проект 2018-го года от АО «Мосгипротранс» общего конкорса платформ Рижская второго, третьего и четвёртого Московских Центральных Диаметров и Ленинградского направления Московской железной дороги:

Здесь показан тот же перспективный выход станции «Рижская» Калужско-Рижской линии из того торца, куда теперь примыкает пересадка на станцию Большой кольцевой линии. Думаю, правильным было бы вывести наклон в этот же пересадочный коридор, сделав его общим новым выходом для обеих станций метро. Возможно, отсутствие окончательного решения по проекту и есть причина официального молчания на этот счёт. Пока что есть косвенные заявления на этот счёт. Например, вот что говорит сайт Стройкомплекса про станцию «Рижская» Большой кольцевой линии:

Выходы — к железнодорожным платформам, проспекту Мира, Водопроводному переулку, остановкам наземного транспорта, жилой и общественной застройке

Напомню, что единственный строящийся сейчас выход не выводит ни к ж/д-платформам, ни к Водопроводному переулку. Или вот ещё сам мэр Собянин отличился в 2019 году про ту же «Рижскую»-кольцевую:

Когда начинали станцию строить, никто не помышлял о таком проекте, как МЦД, а сейчас это становится реальностью. Важно обеспечить заранее конструкции для перехода с платформ МЦД на саму станцию, чтобы здесь был комфортный транспортно-пересадочный узел. Я думаю, мы это своевременно сделаем.

В итоге мы имеем повторение истории с «Окружной», где второй выход стали строить уже после открытия станции под влиянием складывающегося узла. А сейчас «Рижская» Калужско-Риской линии закрыта на замену эскалаторов из-за того, что ни второй выход, ни вторую станцию к этому сроку не открыли.

Кожуховская — срок открытия неизвестен

Со слов архитектора станции Александра Вигдорова, конструкции северного вестибюля станции «Кожуховская» Люблинско-Дмитровской линии готовы в виде полноценного задела.

В 2015-м году в общем доступе появился проект транспортно-пересадочного узла «Кожуховская», в котором был обозначен северный выход одноимённой станции метро. Этот выход оказался бы ближайшим к станции Дубровка на Московском Центральном Кольце, сократив пересадку между линиями и став более удобным переходом относительно пересадки Дубровка — «Дубровка». Видимо, в связи с отсутствием инвестора на торгово-пешеходную галерею вдоль станции метро, ничего так и не было построено.

(фото от 04.09.2011, автор — Antares 610, wikipedia.org)

Комсомольская — срок открытия неизвестен

Для второго выхода станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии было предложено несколько вариантов. Приведённый выше имеет вестибюль на площади перед зданием Ярославского вокзала. Вариант неудачный: большая длина коридора между двумя наклонами, из которых состоит этот выход. К тому же, он выходит в северный торец станции, из которого уже есть выход в ту же точку, но гораздо короче. Примечательно, что один из выходов в этом варианте выводится на чётную сторону Краснопрудной улицы к зданию Центрального Дома Культуры Железнодорожника, куда когда-то давно был сделан задел для выхода из восточного торца радиальной станции (станции «Комсомольская» Сокольнической линии):

В варианте №3 (рекомендуемом) предлагалось вывести выход в южный торец «Комсомольской»-кольцевой с вестибюлем у платформы Каланчёвская, что принадлежит второму и четвёртому Московским Центральным Диаметрам:

В доработанной версии этого варианта предлагалась интеграция вестибюля нового выхода с новым вестибюлем реконструируемой Каланчёвской:

Этот вариант был наиболее удачным, предлагал соединение подземными переходами как с действующим «подземником» под Краснопрудной улицей и Комсомольской площадью, так и с выходами на улицах Академика Сахарова и Каланчёвская. Но данный вариант стал жертвой ускоренной реконструкции Каланчёвского путепровода. Наклонный ход нужно было строить до того, как начались работы по сваям нового путепровода. В противном случае процесс заморозки и проходки наклона может вызвать деформацию свай путепровода. Другими факторами стала стоимость работ по переносу коммуникаций в зоне строительства вестибюля.

Последний вариант, который нечто среднее между двумя предыдущими, это наклон из северного торца «Комсомольской»-кольцевой к вестибюлю перед платформой Каланчёвская. В этом варианте сохраняется связка с подземным переходом под Краснопрудной улицей и Комсомольской площадью и с новым «подземником» к улицам Академика Сахарова и Каланчёвская. Этот вариант показан на схеме 2020-го года от ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы»:

Однозначный минус варианта — нагрузка на северный торец станции Кольца. Однако других вариантов лучше этого, похоже не остаётся. Возможно, когда следующий мэр Москвы найдёт средства на вторые выходы, вернутся к тому, как реализовать выход из южного торца «Комсомольской»-кольцевой.

Арбатская — срок открытия неизвестен

У западного вестибюля «Арбатской» Филёвской линии метро сложная судьба. Он не был построен вместе со станцией и лишь в 2000-х, когда рядом с этим выходом стали строить бизнес-центр (ныне — «Альфа Арбат Плаза»), город обязал застройщика построить вчерне задел под помещения вестибюля.

Позднее город выделил деньги метрополитену на достройку выхода и его принятие на баланс. Однако, по слухам, средства растворились на счетах тогдашнего руководителя метро Дмитрия Гаева. С тех пор «воз и ныне там». Однако в 2013 году в проектной компании «Метро-Стиль» (ранее «Метро-Стиль — 2000») был выполнен проект второго выхода. К сожалению, дело с места так и не сдвинулось.

Вход в вестибюль запроектировали в портальную стену подземного пространства напротив ресторана Прага. Проект предусматривает выход на улицу Новый Арбат и в существующий переход на Новый Арбат. В переходе будут располагаться торговые павильоны. Такое архитектурное решение позволит комфортно пройти не только к Арбату, но и к Новому Арбату.

Главный архитектор — Гурцкий Д.В., архитекторы —  Рыжов А.П., Тимофеев С.С., Соколов Б.В.

(фото от января 2013-го, автор — e-strannik.livejournal.com)

Бауманская — срок открытия неизвестен

Второй выход на станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии давно был запланирован, как и на «Комсомольской»-кольцевой. Проект подземного перехода под Бакунинской улицей, построенного при сооружении тоннеля Третьего Транспортного Кольца учитывал примыкание будущего выхода.

И вот, наконец, в начале 2010-х годов было принято решение его построить. Появились картинки, на которых второй выход «Бауманской» почему-то уже не примыкал к существующему подземному переходу, а вместо того имел два независимых лестничных схода на поверхность.

Потом даже появилась площадка с информационным щитом о строительстве. Второй выход был нужен станции, поскольку три эскалатора на действующем западном вестибюле уже не справлялись с нагрузкой и требовали ремонта.

Одновременно появился другой проект восточного вестибюля «Бауманской» от проектной компании «Метро-Стиль». В нём лестничные сходы встроены в здание входа в вестибюль.

На подземном уровне вестибюля пассажиров должно было встречать панно с изображением портрета Ленина, перенесённое сюда из восточного торца центрального зала «Бауманской». Отсюда видны двери входа (слева) и выхода (справа) подземного вестибюля.

Интерьер вестибюля:

За линейкой турникетов на вход слева был бы эскалаторный наклон, ведущий на платформу станции, справа — линейка турникетов на выход, а по центру планировалось разместить панно на тему МГТУ имени Баумана:

Спустившись по эскалатору вниз, пассажир увидел бы следующее:

В центральном зале планировалось раскрыть 2-3 дополнительных проёма в боковые залы со стороны восточного торца:

Главный архитектор проекта — Гурский Д.В., архитекторы — Тимофеев С.С., Соколов Б.В, разработано совместно и по заданию c ОАО «Метрогипротранс». Подробнее о проекте можно прочитать здесь. Предложенное решение плохо только отсутствием интеграции с существующим подземным переходом. А ещё в описании проекта можно прочитать о предложении построить над зданием вестибюля высотное административно-коммерческое здание:

Возможно, что ради этого сооружения «лужковского» стиля над павильоном выхода «Бауманской» всё и затевалось, но не выгорело. В последний момент было принято решение закрыть станцию на замену эскалаторов, так как город не нашёл средств на перемещение арендаторов, здания которых занимают территорию будущего вестибюля выхода. Однако до сих пор в сети и на сайте Стройкомплекса вы можете найти виртуальный тур по отменённому проекту:

В нём, кстати, уже другое оформление панно над порталом аванзала:

Беломорская — срок открытия неизвестен

При проектировании станции «Беломорская» Замоскворецкой линии был предусмотрен перспективный западный вестибюль.

Лестничный сход в западном торце станции должен вывести на площадку, с которой эскалаторный наклон выведет на уровень наземного вестибюля.

В правой части этой схемы показан действующий восточный вестибюль. Его незаконченное решение с подземным переходом, который связывает только два выхода станции, но не выходит на другую сторону Беломорской улицы на чертеже находит объяснение в виде перспективного продления перехода:

Продольный разрез станции и отдельно разрез по оси западного вестибюля:

Сейчас торец станции «Беломорская», где будет новый выход, выглядят так:

(фото от 20.12.2018, автор — ncd2010.livejournal.com)

Продолжение следует...

О вторых выходах на других станциях московского метро, узнаете в третьей части обзорного материала.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened