loader_blog

Categories:

Соединение Троицкой (Коммунарской) и Некрасовской (Кожуховской) линий

Данный пост посвящён анализу официальных вариантов соединения новых линий Московского метрополитена, одна из которых уже построена, а вторая сейчас находится в стадии активного строительства.

Предыстория

Мне следовало бы коснуться истории Некрасовской и строящейся Троицкой линий, но по-моему это стоит сделать в отдельных материалах. А что касается общего центрального участка этих линий, то у него есть своя судьба. В 2008-м году, когда ещё Третий Пересадочный Контур ещё был отдельной от Большой Кольцевой линии системой, состоящий их хорд. Центральные участки хорд образовывали кольцо, проходящее примерно вдоль Третьего Транспортного.

В 2009 году в системе Третьего Пересадочного Контура появилась линия, что одним концом шла вдоль шоссе Энтузиастов, а вторым — вдоль Ленинского проспекта. Центральный участок шёл с пересадками на действующие станции «Тульская», «Автозаводская», «Волгоградский проспект», «Авиамоторная» Серпуховско-Тимирязевской, Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской и Калининской линий соответственно. Также была пересадка на платформу Калитники, что на Курском направлении Московской железной дороги. Что интересно, на схеме нет пересадки на «Дубровку» Люблинско-Дмитровской линии. Все станции центрального участка были запланированы станциями глубокого заложения закрытого способа работ.

2016 год

Прошло чуть менее десятилетия, старые планы были отброшены либо в них были внесены серьёзные изменения. К тому моменту уже принято решение по окончательной трассировке Некрасовской линии (тогда ещё Кожуховской) и первому участку Троицкой (тогда — Коммунарской) от «Улицы Новаторов» до «Коммунарки» («Столбово»). Встал вопрос по продлению этих линий в центр города. Тогда же впервые в актуальных планах появились Бирюлёвская и Рублёво-Архангельская линии. Были разные предложения, куда их направить и как соединить, пока в 2016-м году не приняли стратегическое решение по соединению Рублёво-Архангельской линии с Бирюлёвской, а Некрасовской с Троицкой с общей центральной точкой для них на станции «ЗИЛ».

2018 год

Если в 2016-м соединение Троицкой и Некрасовской линий было намечено приблизительно, то в 2018-м на схеме можно было уже рассмотреть станции, составляющие центральный участок. Трассировка такая: «Улица Новаторов», «Улица Строителей», «Академическая» (пересадка на Калужско-Рижскую линию), «Севастопольский проспект» (переход на «Крымскую» Московского Центрального Кольца), «ЗИЛ» (переход на Рублёво-Архангельскую линию и Московское Центральное Кольцо), «Автозаводская» (наземная пересадка на Замоскворецкую линию), «Дубровка» (на Люблинско-Дмитровскую линию), «Волгоградский проспект» (переход на Таганско-Краснопресненскую линию), «Калитники» (у одноимённой платформы Курского направления Московской железной дороги и второго Московского Центрального Диаметра) и, наконец, «Нижегородская» (пересадка на Большую Кольцевую линию и Московское Центральное Кольцо). Отличие от 2016 года в том, что линия тогда шла через пересадку на «Кожуховскую» Люблинско-Дмитровской линии и, вероятно, «Угрешскую» Таганско-Краснопресненской.

Впрочем, окончательная трассировка на 2018 год ещё не была утверждена. От «Улицы Новаторов» линия могла пойти разными путями. В том числе был и вариант продления к станции «Ленинский проспект», правда, без пересадки на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии. Но основными всё же были варианты с направлением в сторону станции «ЗИЛ». Ещё один можно отметить с поворотом на север к Павелецкому направлению Московской железной дороги (показано фиолетовым цветом на схеме). Отдельные люди считали в этом вариант с дальнейшим продлением к станции «Тульская» Серпуховско-Тимирязевской линии с пересадкой там на центральную часть Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий, а далее по варианту Третьего Пересадочного Контура 2008 — 2009 годов. Но такая трассировка привела бы к появлению «глубоких» станций закрытого способа работ, которые сейчас не в почёте из-за дороговизны и сроков их строительства.

2019 год

В следующем году ГАУ «НИИ и ПИ Ген.плана Москвы» представили новую схему, в которой участок «Улица Новаторов» — «Севастопольский проспект» уже был утверждён, а вот дальше линия шла через пересадку на «Технопарк» Замоскворецкой линии и там же на Бирюлёвскую линию, на «Кожуховскую» Люблинско-Дмитровской линии, возможно, перспективную «Угрешскую» Таганско-Краснопресненской линии и стыковалась с Некрасовской линией.

Позже появился вариант «Севастопольский проспект» — «Верхние Котлы» (пересадка на Московское Центральное Кольцо и Павелецкое направление Московской железной дороги, будущий пятый Московский Центральный Диаметр и, теоретически, на Серпуховско-Тимирязевскую линию) — «ЗИЛ» — «Автозаводская» — «Кожуховская» — «Угрешская» — «Нижегородская». На схеме видны наземные пересадки на «Автозаводской» и «Кожуховской».

На схеме вариантов трассировок Бирюлёвской линии, представленной ближе к концу 2019-го года, серой пунктирной линией было показано соединение Троицкой и Некрасовской линий. Так как пересадка на «Кожуховской» на Люблинско-Дмитровскую линию выходила наземной, кто-то решил дальше развить эту идею и вообще отодвинуть станцию в сторону. Станция на схеме, представленной выше, была передвинута на территорию Южного порта, это территория АО «Завод деревоизделий». Причём, пересадка на перспективную станцию Люблинско-Дмитровской линии «Южный порт», которая тоже есть на схеме, так же не планировалась. Вероятно, соседними станциями станции в Южном порту были «Автоаводская» и «Угрешская» с запада и востока от неё соответственно. Довольно странный был вариант, если честно.

Конец 2019-го ознаменовался исчезновением из плана линии промежуточной станции «Верхние Котлы», так как от станции «Севастопольский проспект» до платформы Верхние Котлы на Павелецком направлении недалеко, а также можно доехать через пересадку на Московское Центральное Кольцо. Однако северный вестибюль пригородной платформы не помешает для организации наземной пересадки «Севастопольский проспект» — Верхние Котлы. Второй момент это наличие двух вариантов тупиков за станцией «Севастопольский проспект», в одном из которых они были направлены на север, как в одном из вариантов 2018-го года:

В этом варианте за станцией «Севастопольский проспект» были расположены 6-стрелочные оборотные тупики, которые были «посажены» вдоль главных путей Павелецкого направления. В таком виде линия могла быть продлена дальше как к станции «ЗИЛ», так и к «Тульской». Скорее всего, продление к «ЗИЛу» вынудило бы расположить станции «ЗИЛ» Троицко-Некрасовской и Рублёво-Бирюлёвской линий параллельно, вероятно, с кросс-платформенной пересадкой между ними.

По основному варианту за станцией «Севастопольский проспект» должен был находиться пошёрстный съезд, заканчивающийся тупиком у пересадочного узла «Верхние Котлы» (смотри выше). Кстати, тогда же стало понятно, что проект участка «Улица Новаторов» — «Севастопольский проспект» делают в АО «Мосгипротранс». При таком положении вещей дальнейшее продление линии логично лишь в сторону станции «ЗИЛ».

2020 год

В 2020 году в сеть попал первый вариант проекта Бирюлёвской линии. Тогда же стало известно, что тупики за станцией «Севастопольский проспект» были перенесены на левый берег Москва-реки. Это довольно далеко от конечной, но вызвано необходимостью построить служебно-соединительную ветвь с Бирюлёвской линией, оправдав строительство почти полноценного перегона до станции «ЗИЛ». Сама станция «ЗИЛ» Троицко-Некрасовской линии на схемах была показана довольно условно. Она имеет два вестибюля: западный и восточный, одновременно пересадочный в восточный вестибюль станции «ЗИЛ» Бирюлёвской линии и в западный конкорс станции ЗИЛ Московского Центрального Кольца. Довольно странно, что за станцией «ЗИЛ» Троицо-Некрасовской линии показаны ещё одни 6-стрелочный тупики, которые направлены в ту же сторону, что и тупики перед станцией.

Интересно, что на одной из схем была показана и следующая станция после станции «ЗИЛ» — «Автозаводская». Она имеет два вестибюля: западный и восточный. Ни один из них не является пересадочным ни на одноимённую станцию Замоскворецкой линии, ни на станцию с таким же названием на Московском Центральном Кольце. Никаких других пересадочных коридоров на схеме тоже нет. Понятно, что данная схема не про перспективы связки Троицкой и Некрасовской линий, но всё же. Теоретически возможен какой-то подземный или наземный коридор в здание южного вестибюля станции «Автозаводская» Замоскворецкой линии, дом №11 по Автозаводской улице, который виден вверху схемы, приведённой ниже.

Также кидаю в пост схему Автозаводской Московского Центрального Кольца для понимания, где находится её западный вестибюль на предыдущей схеме:

2021 год

В презентациях вторых общедоступных вариантов проектов Бирюлёвской и Рублёво-Архангельской линий, доступных на сайте «Активный гражданин», мы снова видим, что центральный участок Троицко-Некрасовской линии полностью перенесён внутрь Московского Центрального Кольца. Думаю, что этой информации можно доверять, так как это не детали проекта, который не имеет отношения к рассматриваемым проектам линий.

Скорее всего, «Автозаводская» останется на том же месте, что и в 2020 году, а далее по трассе «Дубровка» — «Волгоградский проспект» — «Калитники» — «Нижегородская». Также в схеме пересадочного узла «ЗИЛ» есть уточнение и по станции Троицко-Некрасовской линии. Скорее всего, станция показана колонной трёхпролётной мелкого заложения. Аналогично варианту 2020-го года станция имеет западный и восточный вестибюль. Через последний будет пересадка на Бирюлёвскую линию и Московское Центральное Кольцо. Кроме того, добавился отдельный пересадочный коридор на Бирюлёвскую линию:

К сожалению, пока что это вся информация по соединению Некрасовской и Троицкой линий. Будем следить за дальше за этим проектом. А как вы бы соединили эти линии? Спасибо за внимание!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened