loader_blog

Categories:

Высокоскоростные Магистрали и МЦД-3

UPD. Качество картинок в посте повышено. Спасибо Александру Чекмарёву !

Новости про третий Московский Центральный Диаметр (далее — МЦД-3), что поступают в последнее время, говорят о том, что его проект будет увязан ещё и с планирующейся Высокоскоростной железнодорожной магистралью (далее — ВСМ-1) Москва — Санкт-Петербург. Такая информация была на совещании мэра Москвы и руководителя ОАО «Российские Железные Дороги». Позже то же самое повторил и руководитель строительного комплекса столицы. А на днях стали известны новые сроки строительства и ввода ВСМ-1. Так, в 2024 году должен быть введён в эксплуатацию участок Москва — Крюково, а это 5 и 6 пути Ленинградского направления Октябрьской железной дороги. Тот же участок примерно в те же сроки (возможно, чуть раньше) должен принять на одну из двух пар существующих путей сервис МЦД-3. Проектирование новой и реконструируемой инфраструктуры на Ленинградском направлении ведётся с учётом реализации как ВСМ-1, так и МЦД-3. Из-за желания увязать эти два проекта мы до сих пор почти не видели проектов станций этого направления. Кстати, всю ВСМ-1 хотят запустить в 2027 году.

Крюково и Алабушево

Начнём со схемы, приведённой выше, из журнала «Наука и транспорт» 2009 года. Да, ВСМ-1, показанная на ней оранжевой линией, давно запланирована. Нас интересует крайний справа участок в районе станции Крюково, где ВСМ-1 немного отходит на запад относительно четырёх действующих главных путей. То же мы видим и на недавно выложенной схеме ВСМ-1 у станции Крюково, где даже запроектированы платформы остановочного пункта магистрали:

Итак, 5-й и 6-й главные пути Ленинградского направления, планирующиеся для ВСМ-1, пройдут к западу от существующих путей. Отмечу, что на схеме, что приведена выше, платформы ВСМ-1 показаны условно или по одному из предварительных вариантов. На свежем рендере станции Крюково из этого ролика «посадка» платформ ВСМ-1 приближена к платформам МЦД-3 и пригородных поездов дальнего следования:

Несмотря на то, что на рендере реконструируемой станции Крюково показаны три платформы, как у Нахабино МЦД-2, например, с недавних пор конечной у МЦД-3 считается на Крюково, а Алабушево. Дело в том, что оборот поездов по Крюково ограничен путевым развитием за этой железнодорожной станцией и уже давно есть планы по исправлению этой ситуации:

Тоннель под 1-м и 2-м главными путями, нужен для оборота составов МЦД-3 между 3-м и 4-м главными путями, построенными на участке между Крюково и Ленинградским вокзалом. Был и другой вариант прохождения развязки:

Приведённая выше схема иллюстрирует проект 3-го и 4-го главных путей. Но далеко не всё было построено. Например, связь с аэропортом «Шереметьево». Её нет. Жёлтым показаны пути ВСМ-1. К сожалению, схемы не дают ответа на вопрос, почему Алабушево стало конечной МЦД-3. Ведь по этим схемам нет возможности осуществить оборот по ней между 3-м и 4-м главными путями. Тут, скорее, ситуация аналогичная платформе Малиновка на МЦД-2 или на Депо и Катуар за Лобней и Отрадной за Одинцово на МЦД-1.

Возможный заход ВСМ-1 в Шереметьево

Как уже сказано выше, аэропорт «Шереметьево» обошли при строительстве 3-го и 4-го главных путей Ленинградского направления. Был выбран вариант со строительством линии от Савёловского направления. Одно из предложений в ходе проекта ВСМ-1 это «крюк» линии в сторону аэропорта:

Зачем ехать из Петербурга в аэропорт «Шереметьево»? Не знаю, может быть, оправдано в случае каких-то хитрых редких рейсов, которые не летают куда-то из «Пулково». Зачем ехать из Москвы? Ну, вон любимое детище Ликсутова — аэроэкспресс — получит новую линию (учитывая, что после строительства метро во «Внуково», линия в тот аэропорт будет нерентабельна). Однако этот вариант с заходом создаст массу проблем. Они расписаны на слайде.

Новые Химки (Мега) и Химки

Я уже делал пост про новую остановку на Ленинградском направлении между Молжаниново (бывшее название — Планерная) и Химками. Поэтому сейчас покажу только пару картинок с Новыми Химками и со «старыми».

На станции Химки трасса ВСМ должна в любом случае пройти к западу от существующих путей. Заделы на рендерах под 5-й, 6-й пути просматриваются, а остановок на них здесь нигде не будет. Следующая только на Петровско-Разумосвкой, но до неё мы ещё дойдём.

Ховрино

Выше на картинке приведён первый вариант проекта новой платформы на Ленинградском направлении, открытой в конце ноября 2020 года, забравшей себе имя «соседки», ставшей Грачёвской. Здесь интересны красные линии для двух путей ВСМ-1, которые так и подписаны. Пути прохйдут западнее четырёх существующих главных путей Ленинградского направления.

В актуальном проекте платформы (см. выше) пути ВСМ-1 показаны зелёными линиями. Ещё можно отметить надпись «Демонтаж опоры СВХ». Дело в том, что при проектировании Северо-Восточной Хорды в этом месте допустили ошибку, из-за чего одна из опор путепровода хорды через Ленинградское направление попала в полосу отвода железной дороги, зарезервированную для расширения до шести главных путей. При строительстве ВСМ-1 нужно будет устранить эту помеху путём переустройства пролётов путепровода.

Выше рендер схода на западную платформу Ховрино (направление в Москву). Вот эта горизонтальная площадка с лифтовой шахтой находится на месте тех запланированных путей ВСМ-1. Это место будут перестраивать. Обратите своё внимание на место слева от верхней площадки. По предыдущей схеме именно сюда должен быть пристроен пешеходный мостик, соединяющийся с выходом на восточную платформу (от Москвы), имеющий лестничный сход к западной платформе (на Москву). Посмотрим, как обыграют это место, ведь в первом проекте платформы Ховрино здесь вообще был надземный конкорс со сходом с лестницей, лифтом и эскалатором.

На рендере выше я обозначил место, куда должно быть сделано примыкание мостика между двумя вестибюлями платформы Ховрино. Так будет решена и ещё одна проблема этого места: невозможность бесплатно перейти с одной из двух платформ на другую в случае ошибки, а также пешеходный «крюк» для жителей Бусиново при выборе ими западной платформы (на Москву).

Петровско-Разумовская

Платформ у станции Ленинградского направления здесь будет три, западная из которых, по идее, должна отойти ВСМ-1. Однако схема учитывает только МЦД-3, ведь западная платформа на ней берегового типа, что не годится для остановки поездов в обе стороны. Скорее всего, все три платформы будут тут островными. На рендере по числу путей угадывается такое развитие событий:

Пересадка между МЦД-1 и МЦД-3 здесь будет через торговый центр:

И ещё парочка недавно появившихся рендеров:

Рижская

Платформу Рижская планируется реконструировать в два этапа. На первом из двух этапов будет построен надземный конкорс, объединяющий платформы МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4, а также две-три платформы ВСМ-1. Схема условна, а рендеры дают более детально представление о внешнем виде узла:

Вот второй вариант с одной, а не двумя или тремя платформами ВСМ-1:

На схеме и рендере, приведённых выше, снова можно отметить второй выход станции метро «Рижская» Большой Кольцевой линии. Добавим, что проект выхода был изменён. Если раньше его выводили от уровня пересадки между двумя станциями метро, то теперь наклонный ход с эскалаторами примыкает к восточному торцу станции Большой Кольцевой линии метро:

На втором этапе развития транспортно-пересадочного узла «Рижская» будет построен ещё один большой конкорс для вокзального комплекса трёх ВСМ:

Именно этот этап развития был схематично показан летом на такой схеме:

Здесь пути ВСМ-1 показаны розовым цветом, красным — пути до вокзалов (до Ленинградского и Рижского). МЦД-3 имеет зелёный цвет, МЦД-4 — синий, а МЦД-2 — серый. Отличие в том, что здесь конкорс вокзала ВСМ не отдельно. Впрочем, на схеме есть и другие неточности. Например, показаны две, а не три платформы на Марьиной роще.

Выше приведена вторая часть старой схемы реконструкции Ленинградского направления под расширение под 3-й, 4-й путь с вариантами конечной ВСМ-1 на Рижском вокзале и Каланчёвской (Комсомольской). Здесь также можно отметить несостоявшееся соединение Ленинградского направления с путями скоростной транспортной системы между аэропортами «Шереметьево» и «Внуково», планировавшимися вдоль трассы Московского Центрального Кольца (далее — МЦК), для чего у моста Третьего Транспортного Кольца через Москва-реку в районе Сити (Делового центра) имеется нижний ярус.

Соединение ВСМ-1 с ВСМ-2 и ВСМ-3

Рассматриваются три варианта соединения ВСМ-1 с другими магистралями — ВСМ-2 Москва — Казань — Екатеринбург и ВСМ-3 Москва — Ростов-на-Дону — Адлер. Вариант с соединением вдоль трассы МЦК требует строительства четвёртого главного пути МЦК. При этом вокзал будет на базе строящегося в Черкизово вокзала для поездов дальнего следования. И если соединение с ВСМ-2 не представляет проблемы, то с ВСМ-3 соединиться трассой вдоль МЦК будет затруднительно из-за узла Нижегородская, где впихнуть четвёртый главный путь будет очень тяжело. А ещё этот вариант плох Черкизовским вокзалом почти на периферии города.

Изначально рассматривавшийся вариант с центральным вокзалом для ВСМ на Каланчёвской тоже имеет недостатки. Если не делать ВСМ-1 тупиковой, а соединять её с ВСМ-2 и ВСМ-3, то от Каланчёвской продлить линию на юг можно только через пути МЦД-2, так как расширить участок Каланчёвская — Курская (Курский вокзал) до шести путей не представляется возможным. Из-за этого транзитные поезда ВСМ будут конфликтовать по графику движения с тактовым расписанием МЦД-2.

Кроме очевидной проблемы, вокзал ВСМ на Каланчёвской (Комсомольской) имеет и другие недостатки. Такие, как перегруженность узла и дорожной сети в центре города, нет возможности построить рядом дополнительный паркинг. Также из приведённой выше картинке мы видим, что вариант с тупиковым вокзалом на базе существующего Рижского был признан нецелесообразным.

На картинке (см. выше) из летней презентации Дмитрия Роменского были показаны эти и другие варианты соединения. В том числе, ВСМ-3 с конечной на Павелецком вокзале. Сейчас всё идёт к тому, что в итоге будет реализован вариант через Митьковскую соединительную ветвь, где к двум путям МЦД-3 будут добавлены два или даже четыре пути для связок ВСМ-1 с ВСМ-2, ВСМ-1 с ВСМ-3. Если честно, я не понял момент презентации Александра Чекмарёва с путепроводной развязкой для выхода ВСМ на Митьковскую ветвь. Эта связь уже сейчас существует в виде четырёхпутного путепровода соединительной линии. Проблемы возникнут дальше, так как путепровод через Русаковскую улицу трёхпутный, а также уже требуется увеличение количества путей на участке Казанского направления Московской железной дороги, начиная от связки с Митьковской веткой и до грузовой станции Перово-4. Как минимум потребуется расширение путепровода через Бакунинскую улицу и моста над Яузой, которые сейчас четрырёхпутные, а должны принимать минимум шесть путей (2 для дальнего «пригорода» Казанского направления, 2 для МЦД-3 и ещё 2 под связку ВСМ-1 с другими ВСМ).

Если проследить дальнейший маршрут соединения ВСМ-1 с другими ВСМ, то от станции Перово-4 и мимо станции Перово проходит связка с ВСМ-2 и далее  отклоняется на Горьковское направление, где сейчас есть однопутная ветка. А для связи с ВСМ-3 пути соединительной линии придётся вывести на эстакаду над станцией Перово для выхода к соединительной линии Перово — Бойня и после прохождения грузовой станции Новопролетарская связка с ВСМ-3 будет соединена с новыми 5-м и 6-м путями Курского направления, вдоль которого ВСМ-3 и пройдёт в границах города Москвы. Таким образом связка с ВСМ-3 будет задействовать планировавшийся ранее центральный участок МЦД-5 от Перово до Текстильщиков.

На рендерах выше и ниже можно увидеть железнодорожную эстакаду ВСМ-3 над платформой Курьяново на Курском направлении. При проектировании и строительстве путепровода и моста через Москва-реку трассы Юго-Восточной Хорды должны оставить необходимое место между автодорогой и ж\д путями Курского направления для трассы ВСМ-3. Впрочем, тут могут всё переделать.

Добавлю также, что конечной для МЦД-3 на Казанском направлении будет не станция Раменское, а следующий остановочный пункт Ипподром (ранее — 47 км). Честно говоря, я не знаю, чем вызвано такое решение. Видимо, ситуация чем-то аналогична таковой в Крюково и Алабушево. В чём необходимость и в этом случае включать оборотную станцию в состав МЦД, мне не понятно.

Спасибо Александру Чекмарёву за ссылку на его презентацию, откуда я взял большинство иллюстраций для своего поста. Там же можно найти и файлы с презентациями других участников круглого стола.

Бонусы

Уехали в отдельный пост.

Финансирование строительства 5-го и 6-го главных путей на участке Москва — Алабушево Ленинградского направления Октябрьской железной дороги по материалам заседания Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области от 4 декабря 2020 года.

Будем следить за новой информацией по проектам МЦД и ВСМ. До встречи!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened