loader_blog

Categories:

Рублёво-Архангельская линия. Проект (часть 1)

В предыдущем посте я осветил историю возникновения новой линии метро Москвы, через какие промежуточные этапы проектировщики пришли к той трассировке, что является актуальной на данный момент. Здесь мы детально разберём станции Рублёво-Архангельской линии, запланированные на ней.

01
01

Современная трассировка Рублёво-Архангельской линии включает в себя 10 станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Пресня», «Карамышевская» (также известна по проектными названиям «Проспект Маршала Жукова» и «Улица Народного ополчения»), «Бульвар Генерала Карбышева», «Живописная», «Строгино», «Липовая роща», «Рублёво-Архангельское», «Ильинская».

Деловой центр

02
02

Южная станция из двух с таким названием открылась в «центральном ядре» Московского Международного Делового Центра «Сити» 26 февраля 2018 года в составе участка «Деловой центр» — «Петровский парк». Конструктивно станция «Деловой центр» колонная трёхпролётная глубокого заложения с одной островной платформой. В настоящее время работает в составе Большой Кольцевой линии, в дальнейшем будет несколько лет восточной конечной на Рублёво-Архангельской линии. Со станции можно будет сделать пересадку на Солнцевскую линию путём перехода на соседнюю северную станцию, которая аналогична по конструктиву и оформлению южной. Также можно совершить наземный переход к станции «Деловой центр» Московского Центрального Кольца. В перспективе планируется соединить станции метро и Московского Центрального Кольца надземно-подземным переходом, включающим мост для пешеходов через Тестовскую улицу. Ещё одна пересадка с обеих станций «Деловой центр» осуществляется на «Выставочную» Филёвской линии.

03
03

Шелепиха

04
04

Вторая станция, временно находящаяся в составе Большой Кольцевой линии, это «Шелепиха». Конструктивно колонная трёхпролётная мелкого заложения с одной островной платформой. Открыта вместе со станцией «Деловой центр» 26 февраля 2018 года на участке «Деловой центр» — «Петровский парк». Со станции осуществляется подземный переход на одноимённую станцию на Московском Центральном Кольце. Действует наземный переход к платформе Тестовская Белорусского (Смоленского) направления Московской железной дороги и первого Московского Центрального Диаметра.

05
05

Камеры съездов на Рублёво-Архангельскую линию

На действующем сейчас перегоне Большой Кольцевой линии «Шелепиха» — «Хорошёвская» запланированы камеры съездов на Рублёво-Архангельскую линию так, что основной маршрут движения по прямой — к персппктивной станции «Пресня» Рублёво-Архангельской линии, а съезд по отклонению — к станции «Хорошёвская» Большой Кольцевой линии. Построена камера съезда только при движении в сторону станции «Шелепиха». В обратную сторону на этом месте находится только обычный тоннель с кривой малого радиуса в том месте, где будет сооружена вторая камера съездов. Из-за кривой сейчас поезда снижают скорость, едва отъехав от станции «Шелпиха» к «Хорошёвской».

06
06

Ориентировочно в 2022-2023 годах после соединения всех участков Большой Кольцевой линии и начала строительных работ на Рублёво-Архангельской линии движение поездов от станции «Шелепиха» к «Хорошёвской» будет прекращено в обоих направлениях и участок «Деловой центр» — «Шелепиха» превратится в обособленную линию с челночным движением по одному или обоим путям до момента включения его в Рублёво-Архангельскую линию. Но при этом сохранится связь участка по одному пути со станцией «Хорошёво» в качестве служебно-соединительной линии и с Солнцевской линией, съезды на которую располагаются между станциями «Шелепиха» и «Деловой центр» и в данный момент эксплуатируются для соединения Солнцевской и Большой Кольцвой линии в общий маршрут движения от станции «Рассказовка» до станции «Савёловская». К моменту отделения участка «Деловой центр» — «Шелепиха» будут достроены оборотные тупики станции «Деловой центр» Солнцевской линии и сквозное движение «Рассказовка» — «Савёловская» будет прекращено. Конечной Солнцевской линии станет «Деловой центр» (северная станция).

Пресня

07
07
08
08

Первая новая станция Рублёво-Архангельской линии появится в промзоне Силикатных проездов, застраиваемой жилыми комплексами. Эту станцию то отменяли, то снова возвращали в проект линии. Дело в том, что без «Пресни» перегон от «Шелепихи» к «Карамышевской» совсем немного, но превышает максимально допустимую длину в 3 километра, что означает необходимость размещения на нём промежуточной станции или аварийного выхода. Так как в данном районе запланирована массовая жилая застройка, было решено всё же построить полноценную станцию. «Пресня» — станция мелкого заложения с двумя вестибюлями. Восточный вестибюль ведёт к нынешнему перекрёстку Шелепихинского шоссе, 1-го Силикатного проезда и улицы Шеногина. А вот западный по планам выходит вглубь застраиваемой территории бетонного завода ЗАО «Ингеоком».

09
09

Рядом со станцией «Пресня» с юга находятся строящийся жилой комплекс «Сердце столицы» и проектируемый жилой квартал на улице Шеногина на месте Краснопресненского завода железобетонных конструкций. Станция располагается на месте несуществующей пока связки Шелепихинского шоссе с 3-м Силикатным проездом. Недалеко от этого места планируется построить одноимённую станцию Московского Центрального Кольца.

10
10

Выше вид в сторону проектируемого восточного вестибюля станции «Пресня» Рублёво-Архангельской линии метро. Слева один из строящихся корпусов ЖК «Сердце столицы». А вот как застройщик «ФСК» видит соседний квартал на Шеногина рядом с будущей станцией метро:

11
11
12
12

Карамышевская

13
13

Насчёт этой станции нужно углубиться в историю и вспомнить, что сначала пересечение Большой Кольцевой линии и радиальной линии вдоль улицы Мнёвники (ей могла стать Митинско-Бутовская хорда, Филёвская линия, Калининско-Строгинская линия или, наконец, Рублёво-Архангельская), было запланировано рядом с развязкой трассы нынешней Северо-Западной хорды на пересечении улицы Народного ополчения, проспекта маршала Жукова и улицы Мнёвники. Развязка проектировалась с учётом размещения рядом с ней двух станций метро: Большой Кольцевой линии вдоль улицы Народного ополчения и радиальной линии вдоль улицы Мнёвники. При этом вестибюли станций интегрировались с подземными переходами в районе развязки. ООО «Метропроект» были авторами этой увязки.

14
14

А когда приступили к реальному проектированию Большой Кольцевой линии, что-то пошло не так. Другая компания (АО «Мосинжпроект»?) на смола взять имеющуюся заготовку. Вместо этого они предложили в одном из вариантов на Большой Кольцевой линии двухпутные тоннели, что уже меняло «посадку» станции и ставило под вопрос пересадку на радиальную линию. А в других вариантах предлагались однопутные тоннели, но при этом станция Большой Кольцевой линии перемещалась под проспект маршала Жукова. Возможно, всё это связано с тем, что проектировщики боролись за уменьшение длины перегонов, или же открылись какие-то гидрогеологические препятствия, а этот район очень плох своей «карстовостью», то есть подземными пустотами.

15
15

В итоге был выбран вариант №3 со станцией Большой Кольцевой линии под проспектом маршала Жукова, а пересадочная станция Рублёво-Архангельской линии под улицей Мнёвники стала планироваться глубокого заложения для обеспечения возможности строительства пересадки на Большую Кольцевую линию без сноса местной застройки. Вторая причина подобного решения — нежелание авторов проекта связываться с прокладкой тоннелей двух линий с небольшой разницей глубин под развязкой.

16
16

Последнее обстоятельство сыграло свою дальнейшую роль — в итоге станцию Рублёво-Архангельской линии разместили под улицей Демьяна Бедного под углом в 90 градусов к станции Большой Кольцевой линии. Обе станции узла в с большой вероятностью получат одинаковое название «Карамышевская», но имеют рабочие названия «Проспект Маршала Жукова» и «Улица Народного ополчения». Станция Рублёво-Архангельской линии мелкого заложения, с двумя вестибюлями: южным, пересадочным на станцию Большой Кольцевой линии, с выходом к перекрёстку проспекта маршала Жукова и улицы Демьяна Бедного, и северным к перекрёстку Новохорошёвского  проезда и улицы Демьяна Бедного. На схеме ниже приводится вариант размещения станции середины 2020 года:

17
17

В вариантах начала 2020 года и конца 2019-го вестибюли станции Рублёво-Архангельской линии имеют другое расположение выходов:

18
18

Также на схемах можно рассмотреть, что это станция колонная трёхпролётная с одной островной платформой.

19
19

В 2020 году в рамках строительства станции Большой Кольцевой линии для организации будущей пересадки на Рублёво-Архангельскую было решено не откладывая строить задел под коридор перехода между стациями. Для этого перекрыто движение по улице Демьяна Бедного. Также в 2020 году проведён архитектурный конкурс на оформление будущей станции, в котором победу одержало архитектурное бюро ASADOV, основанное Александром и Андреем Асадовыми. Давайте посмотрим рендеры победившего проекта:

20
20
21
21
22
22
Георгий Жуков – один из символов победы в Великой Отечественной войне. Орден Отечественной войны — одна из самых почитаемых наград страны, символ мужества, храбрости и героизма советских людей. Именно этот орден служит прообразом архитектурного решения станции. Красная звезда, белое обрамление и золотые лучи сплелись воедино, превратившись в обелиски славы. В парадном строю застыли воины-победители. Темные боковые стены, олицетворяя трагизм войны, зрительно раздвигают пространство.
23
23
24
24
25
25
Большую роль в архитектуре станции играет свет. Общее освещение создается отраженным светом, источники которого спрятаны за боковыми продольными карнизами и основаниями звезд – капителями колонн. Тонкие лучи золотого света создают геометрический световой орнамент на потолке. Особую торжественность интерьеру придает рубиновый свет стеклянных участков колонн.
26
26
27
27
28
28
Входные павильоны в виде красных клиньев четко маркируют зоны входов на станцию и, вместе с тем, несут символическую составляющую, перекликаясь со стрелками на картах военных действий.
29
29
30
30
31
31

Конечно же, далеко не факт, что в итоге оформление будет именно таким.

Бульвар Генерала Карбышева

32
32

Станция, появившаяся после изменения трассировки линии из-за переноса предыдущей станции на новое место, из-за чего запланированный много лет назад вариант вдоль проспекта маршала Жукова стал невозможен. Теперь от улицы Демьяна Бедного линия поворачивает на 90 градусов к улице маршала Тухачевского и в районе её пересечения с бульваром генерала Карбышева ещё одна станция Рублёво-Арханглеьской линии будет построена в рамках ввода первого участка от «Делового центра» до «Строгино».

33
33

«Бульвар Генерала Карбышева» станция мелкого заложения. Проектируется с двумя вестибюлями — западным и восточным с выходами на улицу маршала Тухачевского и бульвар генерала Карбышева. К югу от станции располагается квартал реновации, окружённый бульваром генерала Карбышева, улицами генерала Глаголева и маршала Тухачевского и проспектом маршала Жукова.

34
34

В визуализации из ролика, посвящённого реновации квартала, размещение выходов не соответствует схеме станции из проекта линии.

Живописная

35
35

Эта станция изначально планировалась у примыкания одноимённой улицы к проспекту маршала Жукова. Но из-за изменения трассировки линии станция «Живописная» теперь размещена западнее перекрёстка одноимённой улицы с улицей Паршина. Так как следующий перегон в сторону «Строгино» уходит под берег Москва-реки, а «Живописная» размещается на её берегу, станция будет глубокого заложения. Пока не ясен способ строительства. Вряд ли тут применят закрытый. Скорее всего, станцию построят в глубоком котловане, ведь опыт подобного строительства в Москве уже есть: «Электрозаводская» и «ЦСКА» Большой Кольцевой линии.

Строгино

36
36

Когда-то давно станция «Строгино» планировалась двухэтажной, аналогично «Спортивной» Фрунзенско-Приморской и Кольцевой линий Петербургского метрополитена. Один из ярусов должна была занимать Арбатско-Покровская линия, второй — Митинско-Бутовская хорда. Поэтому действующую станцию построили на большей глубине и с более широкой платформой — следствие заготовленного котлована для двух этажей. Когда в 1990-е и 2000-е годы на метро денег у города не хватало, перспективы хордовой линии стали туманны. Поэтому было решено переделать узел на две параллельные станции под Строгинским бульваром. Задел в виде котлована по центру бульвара стал станцией «Строгино» Арбатско-Покровской линии.

37
37

Вторая станция на момент появления новых планов уже принадлежала не Митинско-Бутовской хорде, а Калининско-Строгинской линии. Интересно, что участок Арбатско-Покровской от Строгино до Митино должен был быть передан Калининско-Строгинской линии. Для этого в тоннелях за станцией «Строгино» оставлены заделы для съездов на другую линию.

38
38

На схеме выше представлен один из предварительных вариантов узла. В итоге выходы построили по-другому. На нижней схеме вариант, более похожий на то, что получилось. Отметим реализованную лестницу вместо эскалаторов в восточном вестибюле и, кажется, другие в плане вестибюли. Под цифрой «2» скрывается параллельная станция, её контур проступает светлой штриховкой.

39
39

На современной схеме станция «Строгино» Рублёво-Архангельской линии размещается восточней действующей Арбатско-Покровской линии, между восточным вестибюлем последней и Таллинской улицей. Очевидно, переход будет осуществляться из западного вестибюля новой станции в восточный старой, при этом всего у новой «Строгино» запланировано два вестибюля. Таким образом, станция будет неудобна для пешеходного доступа жителей западной части района. Вторая «Строгино», как и первая, мелкого заложения. Заделы съездов на Арбатско-Покровскую линию, скорее всего, применены не будут. Впрочем, схема плохо читается. Возможно, служебно-соединительная линия тут всё же появится.

40
40

На станции «Строгино» заканчивается первый пусковый участок Рублёво-Архангельской линии. Про следующие станции будет отдельная часть. Там же рассмотрим перспективы развития линии.

41
41

Спасибо за внимание!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened